Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:04, реферат
Одна из фундаментальных междисциплинарных проблем – проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, по-прежнему эта проблема остается одной из самых сложных. Не случайно говорится, что человек вмещает в себя целый мир. Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность.
Социализация личности: основные факторы и этапы.
Социологическое понятие личности. 3
Социальная структура личности. 3
Факторы социализации. 4
Формирование личности в процессе социализации. 5
Демократия и ее формы. Выборы и референдум.
2.1. Понятие демократии. 8
2.2. Сущность демократии. 10
2.3. Формы демократии. 11
2.4. Понятие и значение выборов. 12
2.5. Принципы демократических выборов. 14
2.6. Референдум: сущность, понятие и виды. 17
Список литературы. 19
Содержание
2.1. Понятие демократии.
2.2. Сущность демократии.
2.3. Формы демократии.
2.4. Понятие и значение
выборов.
2.5. Принципы демократических
выборов.
2.6. Референдум: сущность, понятие
и виды.
Список литературы.
Одна из фундаментальных междисциплинарных проблем – проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, по-прежнему эта проблема остается одной из самых сложных. Не случайно говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди – это элементы любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается вовлеченным во множество социальных систем, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно это взаимодействие индивида и общества рассматривает социология.
Понятие «личность» в социологии понимается, как конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества.[9]
Социальная структура личности состоит из совокупности объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех социальных общностей, в которые входит человек.
В самой же социальной структуре личности обычно выделяют следующие элементы:
1 – культурный элемент. Это набор культурных качеств, которые человек приобретает в процессе своей жизни и стремится ему соответствовать;
2 – духовный набор. Под ним понимается духовный мир личности, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность, убеждения, которые определяют линию поведения человека;
3 – ролевой набор. Каждый человек в процессе своей жизни, занимая те или иные позиции (статусы), выполняет те или иные роли – сына, студента, друга и т.д.
Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, и в процессе взаимодействия человека с внешней средой сами элементы подвергаются изменениям.
Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют биологические, социальные и физические факторы.
Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, обеспечивает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой личности неповторимое и уникальное создание.
Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля и Гиппократа до Плеханова, Гумилева и т.д. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных условиях их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.
Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.
Итак, на процесс социализации личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.
Социология личности оперирует
категориями, которые нередко
Понятие «формирование личности» подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека.
Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание – это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств.
Социализация – усвоение социальных ролей того общества, в котором он живет, будь это общество тоталитарным, демократическим, преступным или богатым. Под социальной ролью понимается ожидаемое поведение, типичное для людей данного статуса в данном обществе. Социальный статус определяет функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению.
Социальное качество общества в данном случае не имеет значения. Можно быть социализированным, но невоспитанным. И наоборот – воспитанным, но совершенно не социализированным, то есть не умеющим жить, не знающим жизни.
Социализация – это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. [8]
В процессе социализации личности выделяются три стадии:
Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые еще называют агентами социализации. К ним относятся люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные объединения, группы по интересам и т.д. Их обычно разделяют на две группы:
Агенты социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль.
Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. В процессе социализации индивида обычно выделяют две фазы:
Социальная адаптация – приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающихся на различных уровнях жизнедеятельности общества, а также к социальным группам и коллективам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
Интериоризация – процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека.
Вместе с тем каждый раз, попадая в новую социальную среду, человек от чего–то отвыкает, а в чем-то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами: десоциализация – отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей; ресоциализация – «обучение заново» нормам, ролям и ценностям, уже имевшим место когда-то.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Под интегральным статусом в социологи понимается статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств и манеру поведения. Вместе с тем сам процесс социализации сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.
2.1. Понятие демократии
Понятие "демократия" происходит от греческих слов "demos" (народ) и "kratos"(власть). В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.
Несмотря на то, что в этом отношении в демократических государствах имеются различные нюансы, определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правление от других форм государственной власти.