Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:04, реферат

Краткое описание

Одна из фундаментальных междисциплинарных проблем – проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, по-прежнему эта проблема остается одной из самых сложных. Не случайно говорится, что человек вмещает в себя целый мир. Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность.

Содержание

Социализация личности: основные факторы и этапы.
Социологическое понятие личности. 3
Социальная структура личности. 3
Факторы социализации. 4
Формирование личности в процессе социализации. 5
Демократия и ее формы. Выборы и референдум.
2.1. Понятие демократии. 8
2.2. Сущность демократии. 10
2.3. Формы демократии. 11
2.4. Понятие и значение выборов. 12
2.5. Принципы демократических выборов. 14
2.6. Референдум: сущность, понятие и виды. 17
Список литературы. 19

Вложенные файлы: 1 файл

социология.политология.реферат.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

2.2. Сущность демократии

Формирование демократического государства является целью и  идеалом развития любого цивилизованного  общества.

Демократия — это не просто многообразие взглядов и мнений, это — система правления. Современное  демократическое государство —  это государство правовое, в котором  на практике осуществлен принцип  разделения властей и созданы  реальные механизмы защиты прав и  свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. Важнейшими принципами демократии являются: парламентаризм; выборность, сменяемость органов  власти, их ответственность перед  обществом; власть закона; равенство  всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и др.

Важно отметить, что в  демократических государствах действует  принцип конституционализма, по которому конституция обладает высшей юридической  силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Основой политической практики в демократических обществах являются мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.

Центральным инструментом демократии считают свободные выборы, в которых  принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без  этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений.

 

 

 

 

2.3. Формы демократии

Итак, демократия, как система  народовластия, является универсальной  основой политического развития человечества в современную эпоху. Опыт этого развития позволяет выделить несколько форм демократии:

Прямая демократия - форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума). 

Прямая демократия сегодня  используется в организациях и небольших  сообществах (городах, общинах) как  самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным  фактором и зависит от того, насколько  децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении  своих представителей в органы государственной  власти.

Плебисцитарная демократия - форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений. Историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась так называемая "военная демократия", основанная на элементах родоплеменного и общинного строя.

В настоящее время классической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария.

Представительная, или плюралистическая демократия - форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними.

Цензовая демократия - разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе), принадлежит ограниченному кругу граждан. В зависимости от характера ограничений, цензовая демократия может являться элитарной (в т.ч. либерального толка), классовой (пролетарская, буржуазная демократия).

При существенных отличиях этих форм демократии, современный  этап политического развития характеризуется  их постепенным сближением и интеграцией.

Современные потребности  демократического развития требуют  сбалансированного соотношения  прямой и представительной формы  демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т. к. современные ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза  У. Черчилля, о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые  время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что  она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень  имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между  решениями власти и реакцией общества существует обратная связь.

2.4. Понятие и значение выборов.

Либерально-демократическая  идея предполагает равенство людей. Однако каждый отдельный индивид  сам по себе или все граждане общества одновременно не могут непосредственно  участвовать в управлении государством. Поэтому любая демократическая  политическая система предполагает процедуру выборов представителей от народа в основные органы политической власти.

Выборы – это предусмотренная  законом процедура избрания гражданами (избирателями) из нескольких кандидатов или политических партий своих представителей (депутатов) в органы власти или отдельных  должностных лиц (президент, губернатор, мэр и др.); это механизм реализации демократии, с помощью которого рядовые  граждане могут выражать свою волю, влиять на формирование органов власти и на внутреннюю и внешнюю политику государства. [3]. В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы избирательной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Избирая своих представителей в те или иные органы власти, народ  на определенное время делегирует им часть своих полномочий и своих  прав решать общественные проблемы. Наиболее важными с политической точки  зрения являются президентские и  парламентские выборы, а на уровне субъектов РФ – выборы губернаторов (президентов субъектов РФ) и выборы в местные законодательные органы.

В президентских республиках  президент избирается прямым тайным голосованием путем волеизъявления всех граждан страны, имеющих право  голоса (Россия, Франция) или посредством  выборщиков от каждого штата (США). В  парламентской республике президент  избирается парламентом. Парламент  также формирует правительство  и назначает главу правительства, который фактически руководит внешней  внутренней политикой страны.

Выборы выполняют ряд важных общественно-политических (государственных) функций. Выборы демонстрируют суверенитет народа, его политическую роль как источника власти, формируют выборные органы власти и управления, придают политической системе и отдельным ее институтам легитимность и стабильность, способствуют мобилизации общества и государства на решение актуальных общественных проблем, смене политических элит и обновлению политических программ. Через выборы осуществляется контроль общества над выборными органами власти и управления.

В период выборов создаются  благоприятные возможности для  осознания и защиты гражданами своих  интересов. В процессе подготовки и  проведения выборов устанавливается  прямая и обратная связь между  обществом и государством.

Кроме того, выборы являются способом предотвращения и урегулирования социальных и политических конфликтов, перевода их в русло правового урегулирования. Вовлекая широкие слои населения в политический процесс, выборы способствуют политической социализации граждан, повышению их политической активности и развитию политической культуры.

2.5. Принципы демократических выборов.

Демократическая избирательная  система включает в себя следующие  основополагающие принципы:

  • Всеобщность избирательного права – каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;
  • Равенство избирателей – каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;
  • Свобода выборов – отсутствие политического, экономического, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, организаторов выборов и кандидатов;
  • Тайна голосования – исключение контроля над волеизъявлением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать самостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное голосование было введено во Франции в 1789 г.);
  • Наличие альтернативных кандидатов – в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения общественных проблем (в СССР проводились выборы с выдвижением только одного кандидата. Такие выборы являются фарсом и способом манипуляции массами. Впервые альтернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);
  • Прямое голосование – избиратель непосредственно принимает решение и отдает свой голос конкретному кандидату или партии. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избирают кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говорилось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное отношение. В США президента избирает коллегия выборщиков. Члены Совета Федерации в РФ также избираются косвенным методом. В соответствии с ч.2 ст.95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законодательный орган (парламент, законодательное собрание), другого назначает исполнительный орган (глава региона);
  • Равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса избирателей – каждому кандидату должны быть предоставлены равные условия и ресурсы  (материальные, информационные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;
  • Периодичность и регулярность выборов – избиратели должны иметь возможность контролировать своих представителей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выявлять и выбирать наиболее достойных.

Российская избирательная  система в основном соответствует  перечисленным принципам демократических  выборов. Конституция РФ провозглашает  всеобщее, равное и прямое избирательное  право при тайном голосовании.  Избирательными правами наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Президента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).

Существует три основных вида избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

При мажоритарной системе депутаты избираются по одномандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.

При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей.

Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государственной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались по смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7%. Это значит, что если партия по итогам голосования набрала менее 7% голосов избирателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе  проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу проводились по смешанной  системе, а нижний порог прохождения  в Думу по партийным спискам составлял 10%.

С 2004 г. федеральным законом  были отменены прямые выборы глав администрации  субъектов. Отныне сам Президент  РФ предлагает местному представительному  органу (законодательному собранию, думе) кандидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.

2.6. Референдум: сущность, понятие и виды.

  Одной из форм выражения воли народа является референдум (лат.  referendium – то, что должно быть сообщено).  Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Он имеет много общего с выборами (один и тот же избирательный корпус, процедура голосования и др.), однако отличие заключается в том, что выборы — это избрание лиц, а референдум — решение вопросов. В современном конституционном праве термин “референдум” почти полностью вытеснил ранее распространенное наименование “плебисцит”.

Референдум является  важнейшим институтом прямой демократии. В отличие от выборов в данном случае объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают:

    • Конституционный референдум;
    • Законодательный референдум;
    • Факультативный референдум.

Конституционный референдум - референдум, предметом которого является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции.

Законодательный референдум - референдум, предметом которого является либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.

Факультативный  референдум - референдум, проведение которого по тому или иному вопросу зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Багдасарова Н.В., Кондауров В.И. Социология. Общий курс: Учебник. – М., 2010
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.,1998
  3. Грязнова А.Г. политология. Учебник. – М., 2008
  4. Демидов А.И. Политология. Учебник для вузов. – М., 2006
  5. Доброхотов Л.Н. политология. Курс лекций. – М., 2006
  6. Калайков И. Цивилизация и адаптация. – М., 1984
  7. Кон  И.С. Социология личности. –  М., 1967
  8. Немировский В.Г. Социология личности. – Красноярск, 1989
  9. Социология: Словарь – справочник. – М.,1990. Т.2.

 


Информация о работе Социализация личности