Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации. Он имеет свои особенности.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3стр.
2. Социализация личности как процесс. Этапы социализации………4стр.
3. Особенности социализации личности в период реформирования общества………………………………………………………………7стр.
4. Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации………………………………………….10стр.
5. Заключение…………………………………………………………...14стр.
6. Список используемой литературы………………………………….15стр.

Вложенные файлы: 1 файл

социология контр..doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра Менеджмента

 

 

Контрольная работа по социологии

 

 

 

 

«Социализация личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка заочного отделения

группа Мпи-24

Зуева Е.В.

Проверил:

Доцент Люц Е.П.

 

 

 

 

Пермь, 2009г.

Содержание

 

1.      Введение………………………………………………………………3стр.

2.      Социализация личности как процесс. Этапы социализации………4стр.

3.      Особенности социализации личности в период реформирования общества………………………………………………………………7стр.

4.      Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации………………………………………….10стр.

5.      Заключение…………………………………………………………...14стр.

6.      Список используемой литературы………………………………….15стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Личность развивается  и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации. Он имеет свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социализация личности как процесс. Стадии и этапы социализации.

 

              С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

              Социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается,- с другой.

              Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнении различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя.[6. стр.148]

              Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в этом процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

              Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А поэтому они оставляют не одинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, следовательно, существенно различными. Усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

              Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособленный. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым, и она никогда не бывает полной. Личность социализируется в процессе ее адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям.[6. стр.149]

              Важную роль в социализации играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.

 

 

 

Стадии социализации личности.

              Существую различные подходы к выделению стадий социализации:

              Социологический подход - акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, завоевания положения в той или иной общности, овладения ценностями, нормами, культурой. Примером данного подхода является точка зрения Г.М.Андреевой, выделившей в социализации три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Данный подход является односторонним.

              Психоаналитический подход - противоположен социологическому. Он увязывает стадии социализации с проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека.

              Влияние бессознательного на процесс социализации очевидно. Тем не менее, более реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды. В нем можно выделить следующие стадии:

              Первичная стадия - социализация ребенка, согласно утверждениям Фрейда, распадается на: 1.оральную (от рождения до 2 лет), во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта; 2. анальную (от 2 до 3 лет), на протяжении которой ребенку прививают навыки туалета; 3. фаллическую (от 4 до 5 лет), когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этим чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формирует первичная социализация.

              В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее значение здесь имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладения ими в игровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения.

              Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация – социализация подростка. Подростковый возраст является степенью полового созревания и продолжается до того момента, когда человек становится взрослым. Этот переходный возраст от детскости к взрослости связана главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

              Устойчивая социализация – совпадает с освоением личностью определенных статусов, широкого спектра социальных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе  или в какой- либо общности. Она свидетельствует о социально- психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

              Последняя стадия социализации – сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказался. Переживания пожилых людей нередко вызываются утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви  к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторение прожитого. [6. стр.166-168]

              Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп – одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронических больных, инвалидах. Совершенно по – особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. [6. стр.169]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности социализации личности в период реформирования общества.


              Быстрые темпы радикальных перемен в жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастических тенденций в социальном бытии населения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества.[5.]

              Агрессивное поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности среди подростков, наблюдаемый на всем постсоветском пространстве, служит тому подтверждением. Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально- психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты - конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже не у агрессивных по характеру людей. [4. стр. 95-96]

              Для социологов и психологов важны специфические особенности социальной политики в России 90-х годов, которые повлияли на судьбы детей и подростков. Подрастающее поколение лишилось ориентиров в условиях культурного вакуума. Точнее говоря, провозглашение «частно - собственнических» норм поведения, осуждавшихся прежде, привело к сосуществованию взаимоисключающих ценностных ориентиров, одновременно действующих в обществе. Это самым непосредственным образом повлияло на усложнение социализации подростков, рожденных во второй половине 70-х – начале 80-х годов. Изменение социального строя, провозглашение ценностей обеспеченного образа жизни, обзаведение собственностью и т.д. – все это вызвало фантастический рост личностных притязаний и усиление ориентации на «красивую жизнь». В силу своего маргинального положения тинэйджеры (не - дети и не - взрослые) не могут знать социально одобряемых способов «зарабатывания» денег. Семья, которая могла бы стать ориентиром и предотвратить негативные аспекты поведения, оказалась бессильной: пошатнулся родительский авторитет. Несовершеннолетние преступники – это подростки, принявшие смягчение моральных и правовых норм за их отсутствие. Нарушают закон и агрессивно активные тинэйджеры, добивающиеся своих целей криминальными средствами, и пассивные неудачники, пополняющие собой армию токсикоманов, наркоманов, алкоголиков и т.д. К тому же многим молодым людям необходимо помогать нуждающимся родственникам, что так же порой толкает их на противоправные действия.[1. стр. 91]

              В социологическом плане в разные периоды истории доминирует либо пессимизм (например, в средневековье), либо оптимизм (эпохи ренессанса и просвещения). Пессимистические умонастроения становятся обычно превалирующими в период затяжных войн, перманентных социальных катаклизмов или хронических экономических кризисов. Оптимизм, как тенденция, появляется со стабилизацией социальной обстановки и ростом качества жизни людей. В этом смысле глобальная трансформация российского общества, сопровождаемая хроническим экономическим кризисом и частными социальными и технологическими катаклизмами, не только подвергла материальным лишениям значительную часть населения страны, но также породила в народе чувство неуверенности в себе, в государственных институтах и, в конечном итоге, в обновлении жизни.[7. стр.87]

              Изменение в жизни оптимистов и пессимистов. Различие почти всех перемен, которые произошли в жизни у этих двух типов личностей с начала экономической реформы (с 1992 по 2000г.), статистически значимы. Затяжные экономические кризисы не могут не оставить след даже на самых неисправимых оптимистах. В их жизни также происходили отрицательные перемены, но они все- таки не так велики, как у пессимистов. Наиболее серьезные негативные изменения наступили у них в здоровье и материальном положении, и все же позитивное отношение к жизни дает свои плоды. За годы экономических реформ около 40 %  оптимистов сумели улучшить свой социальны статус и материальное положение семьи. Свыше одной трети придерживающихся позитивного взгляда на жизнь сообщают, что за эти годы взаимоотношения с окружающими людьми стали более тесными. Почти каждый второй нашел свое место в трансформируемом обществе. В результате позитивного мышления и достигнутых в трудное время успехов у 46% оптимистов повысилось чувство собственного достоинства. Успехи, приобретение желаемого вызывают удовлетворенность, повышают самоуважение и мотивацию оптимистов, придают им уверенность в жизни, тогда как неудачи, потери порождают неудовольствие и опустошение, снижают самоуважение и мотивацию, внушаю пессимистам неуверенность в своих силах и способностях.[7. стр. 92-93]

              По данным всемирной организации здравоохранения, в середине 90-х годов Россия занимала по самоубийствам второе место в мировом табели о рангах после Литвы. Все места в первой пятерке в это время принадлежали бывшим республикам СССР.

              В дореволюционной России уровень самоубийств был одним из самых низких в Европе: около 4-х на 100 тысяч населения в конце ХIХ века. Он был весьма низок у сельского населения, которое составляло тогда более четырех пятых населения империи. Но в городах, особенно в столицах, этот уровень уже тогда был достаточно высок. Перед  Первой мировой войной в Санкт- Петербурге совершалось 29 самоубийств на 100 тысяч населения – не меньше, чем во многих крупных европейских городах. Впоследствии, по мере продвижения к социализму, вначале ординарному, а потом и развитому, число людей, добровольно сводивших счеты с жизнью, становилось все большим.

Информация о работе Социализация личности