Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации. Он имеет свои особенности.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3стр.
2. Социализация личности как процесс. Этапы социализации………4стр.
3. Особенности социализации личности в период реформирования общества………………………………………………………………7стр.
4. Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации………………………………………….10стр.
5. Заключение…………………………………………………………...14стр.
6. Список используемой литературы………………………………….15стр.

Вложенные файлы: 1 файл

социология контр..doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

              Пока политики спорят о том, как россияне реагируют на реформы, те все чаще избирают крайние варианты ухода от действительности. Это ни как не согласуется, ни с официальными статистическими сведениями о начавшемся подъеме уровня жизни, ни с данными заказных социологических исследований о росте сдержанно- оптимистических настроений в обществе.[3. стр. 76-77]

              Особенность российских самоубийств – их очень высокая интенсивность у мужчин средних возрастов. В западных странах число самоубийств довольно медленно и постепенно растет с возрастом. В Росси же непрерывный рост с возрастом – правда, более крутой – наблюдается только у женщин. У мужчин необычный резкий подъем возрастной кривой самоубийств наблюдается  до достижения старших рабочих возрастов (40- 59 лет), после чего число самоубийств идет на спад.

              Судмедэксперты в работах, выполненных в разное время и в различных регионах, утверждают, что не менее чем у 30% в крови обнаружен алкоголь. Около 60% самоубийц имели в крови алкоголь, причем в 40% случаев – такой концентрации, которая соответствует средней и сильной степеням опьянения.

              Алкоголь был обнаружен не только у тех, кто имел какие- то алкогольные проблемы, но и у тех, про кого родственники и знакомые говорили «Пил как все», а то и «Почти не пил». А это значит, что не только злоупотребление алкоголем влияет на распространение самоубийств, самоубийство может спровоцировать «простая» выпивка. [3. стр.78-80]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации.

 

              Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – всё это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения.

В самом широком смысле оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писанным и неписанным нормам, причём как положительные, так и отрицательные.

Под девиантным (лат. deviatio - отклонение) поведением понимаются:

1) поступок, действия человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;

2) поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя;

3) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

              Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим ещё раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой её является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень её организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.

              Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искажённого (мифологизированного) отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят своё воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Социальная норма – неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств «ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением». При помощи социальных норм осуществляется нормативная регуляция поведения людей, деятельности коллективов: нормами, отражающими общечеловеческие ценности, интересы социальных групп, задаются (предписываются, разрешаются) определенные формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

              В целях предотвращения девиации (прежде всего, в ее делинквентных формах) или снижения уровня отклонений от социальных норм общество, специально созданные для этого социальные институты осуществляют социальный контроль. Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам — моральным, правовым, эстетическим и др. - поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их. Основная направленность этих средств воплощается в стремлении общества или его большинства воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов за существенные отступления от общепризнанных норм или вернуть их к нормальной, т.е. соответствующей функционирующим нормам жизни.

Основные средства социального контроля:

1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

2. Воспитание - процесс систематического и целенаправленного   воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от нее требований, предписаний и т.п., соответствующих принятым в ней нормам.

4.  Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения и наказывающих виновных в нарушении этих норм.

              Социальный контроль над девиацией подразделяются на два основных вида. Первый из них - неформальный социальный контроль - включает в себя: социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, больше соответствующими изменившимся социальным установлениям. Второй вид социального контроля над дивиацией - формальный, который осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

При всем разнообразии средств, методов и видов социального контроля над дивиацией все они призваны руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами. Основные из них сводятся к следующему: во-первых, реализация функционирующих в обществе реальных правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки; во-вторых, применяемые к девиантам санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации девианта; в-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, призвана соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, по тем или иным причинам допустившим отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, нравственным нормам общества.

              В настоящее время биологические теории девиации большей частью сочетаются с социологическими, культурологическими, психологическими или иными объяснениями. Психологический подход, так же как и биологические теории, рассмотренные выше, часто применяется к анализу криминального поведения. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так называемых общих состояний: «умственных дефектов», «дегенеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями.

Известной популярностью пользуется психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей. Фрейд рассматривал отклонение как проявление врождённых, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера, а также страха смерти. Человек, таким образом, выступал в отрыве от реальных условий своего бытия.

Исследование девиации с позиций её социальной природы начали первыми учёные-статистики. Известный бельгийский социолог А. Кетле, изучая особенности распределения девиантов по полу, возрасту, месту и времени совершения преступлений, обратил внимание на связь их поведения с различными сторонами социального бытия.

Социологический уровень исследования причин социальных отклонений предполагает изучение более конкретных связей и отношений современного общества. В них проявляются общие закономерности исторического развития и свойственные им противоречия, на которых сказываются имеющиеся трудности и недостатки. Наиболее важным здесь представляется изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения.

Образ жизни человека формирует основные черты его жизненной позиции, определяет и объективные условия его существования. Разумеется, это не происходит автоматически: решающую роль играет субъективная переработка внешней информации: мышление человека, его убеждения, его собственная позиция.

Заметим при этом, что в зависимости от образа жизни субъекта различные источники социальной информации, важные для формирования нормативной установки и соответствующего поведения, могут нести как позитивную, так и негативную информацию. Жизненные обстоятельства неоднородны, содержание их противоречиво. Так, обучение в школе и воспитание в семье могут прививать ребёнку разные понятия. Наблюдение за повседневными поступками окружающих даёт обилие примеров и социально полезного, и девиантного поведения. При этом в жизни конкретного человека в то или иное время может преобладать либо одна, либо другая группа воздействий, хотя чаще имеет место их сочетание. [8.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

              Социализация как единый процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени комфортности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т.е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного уникального пути.

              Главным критерием социализации личности выступает не степень приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.  Главная цель в адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации  лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

              Таким образом, социализация во многом обеспечивает приобщение личности к обществу, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, играть определенные роли. В процессе  ее общество осуществляет и контроль над личностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.      Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: Кто они? // Социологические исследования, 2003, № 4.

2.      Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3.      Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы. // Социологические исследования, 2002, № 5.

4.      Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СОЦИС, 2003, № 4.

5.      Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. // Социология и политология, 2006, №3.

6.      Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Информация о работе Социализация личности