Социальная адаптация граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования – рассмотреть теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
В соответствии с поставленной целью, предметом были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «социальная адаптация граждан пожилого возраста».
2. Рассмотреть граждан пожилого возраста как слушателей Университета третьего возраста;
3. Рассмотреть семейную активность, как фактор социальной адаптации;
4. Рассмотреть организацию досуга, как фактор социальной адаптации;
5. Рассмотреть физическую культуру и гигиену, как фактор социальной адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

надеюсь.docx

— 113.99 Кб (Скачать файл)

Итак, социальная адаптация  – это подразумевает способы  приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В  процессе социальной адаптации пожилой  человек выступает как активный субъект, который адаптируется к  среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно  самоопределяется. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости.

 

 

 

1.2. Граждане пожилого возраста как слушатели Университета

третьего возраста

 

 

Одна из тенденций, наблюдаемых  в последние десятилетия в  развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. В условиях демографического старения, наблюдающегося во всех странах, граждане старшего поколения становятся особо значимой категорией населения, требующей приоритетного внимания29.

Выход на пенсию является одним  из наиболее переменных и кризисных  моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни.

Пожилые – люди, прожившие  относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально  недееспособны либо им необходимо помощь со стороны30.

Руководство нашей страны, рассматривая долговременные стратегические цели модернизации России, считает, что  главная цель повышения качества жизни россиян, а забота о людях  старшего поколения – это безусловный  государственный приоритет. Пожилые  люди не просто составляют треть населения, а представляют золотой фонд человечества, невостребованный до сих пор в  полной мере источник опыта, знаний, духовной энергии и таланта31.

Следовательно, характеристика этой группы населения может стать  характеристикой всего общества, и именно поэтому на образование  пожилых людей сегодня требуется  обратить особое внимание. В сегодняшних условиях человек, в 55–60 лет, выходящий на пенсию, чаще всего – это молодой человек, имеющий большой потенциал физических и интеллектуальных ресурсов. Главное его отличие – это появление свободного времени, которое можно и нужно очень продуктивно использовать.

В статье В.Г. Доброхлеба «Ресурсный потенциал пожилого населения России» указано, что в настоящее время происходят существенные изменения в возрастной структуре населения: численность и процентная доля пожилых растет, что требует повышенного внимания к изучению проблем демографического старения. «Третий возраст» или «молодые старики». В проведенных автором исследованиях показано, что в нашей стране определенная доля старших возрастных категорий сохраняет ресурсный потенциал, в том числе, здоровье, высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах32.

В познании нового – смысл  человеческой жизни и одновременно – это средство ее продолжительности. Существует даже такая теория старения: продолжительность жизни человека увеличивают конкретные причины  не умирать и желание жить как  таковые.

В статье Олега Борисовича Чирукова «Образование как инструмент социализации» говориться об изучении модели образования взрослых в развитых европейских государствах, особенно, в Скандинавии. О.Б. Чируков говорит, что через образование человек интегрируется в общество, познает и признает его ценности и становится носителем культуры этого общества. С этой точки зрения, образование есть действительно ценность сама по себе, вне зависимости от форм, места и цели»33.

Непрерывная мотивация пожилых  людей в процессе их обучения позволяет  им увидеть новые грани своей  самореализации, обеспечить адаптацию  людей пенсионного возраста в  современном мире, что предотвращает их «социальное исключение»34.

Пожилые люди подвержены одновременному действию целого ряда неблагоприятных  факторов, и их физическое, экономическое, социальное благополучие и здоровье очень взаимосвязаны, поэтому их оптимизация требует комплексного подхода35.

Пожилым людям свойственно  обладать многими качествами, схожими  с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно которого нет и не может быть у других. Это – мудрость жизни, знаний и ценностей36.

С увеличением процента бодрых стариков человечество должно будет улучшиться, потому что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы сомнением она ни заразилась37.

В Европе уже давно признали тот факт, что люди пожилого возраста любопытны, способны учиться и принимать активное участие в общественной жизни, но иногда просто не имеют для этого возможности. Являются потребностями общества в повышении качества жизни пожилых людей на основе вовлечения их в непрерывное образование на протяжении всей жизни и отсутствием теории педагогической поддержки в геронтообразовании как завершающей ступени многоуровневого образования.

Оценивая положение лиц  старшего возраста в современном  обществе, нельзя не заметить, что во многом их проблемы связаны с социальной эксклюзией, неспособностью адаптироваться к постоянным переменам. Геронтообразование обладает огромным потенциалом для решения проблемы социальной адаптации представителей старшего поколения. Образовательные программы для пожилых способны оказывать как непосредственное воздействие на их адаптивные способности (обучение различным навыкам, необходимым в повседневной жизни), так и опосредованное, которое заключается в формировании условий, благоприятных для протекания процессов приспособления к социальным изменениям, процессу старения и состоянию старости (организация досуга, расширение круга общения, самореализация и так далее)38.

Решение задач социализации и адаптации пожилых людей  можно решить через организацию системы образования для пожилых граждан и развитие Университетов третьего возраста.

Университеты  третьего возраста, включающие в себя организацию просветительских и учебных курсов, творческих мастерских, курсовое обучение по различным программам – это новые формы работы с пожилыми людьми, направленные на сохранение их социальной и интеллектуальной активности и возможности, как можно дольше, сохранять физическое благополучие, проживая в домашних условиях.

Главное назначение образования  взрослых – удовлетворить индивидуальные потребности и интересы людей в период их самостоятельной жизни, повысить их компетентность, то есть способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия жизни39.

Правильно организованное обучение будет способствовать повышению  самооценки, восстановлению у пожилых  людей, потребности к активному  взаимодействию с представителями  разных возрастов, способности к  эффективному, бесконфликтному общению  с ними.

Как указывал, Б.Г. Ананьев, в  пожилом возрасте обучение имеет  особое значение как фактор постоянной умственной работы, задающий высокий  тонус интеллектуальной личностной активности40.

По мнению, Л.И. Анцыферовой, образовательная деятельность пожилого человека, как ограниченный компонент  действенного отношения личности к  миру, означает не только перестройку  всех иных компонентов, но и гармонизацию психологических свойств личности41.

Конечно, не все пожилые  способны включиться в активную творческую, образовательную и оздоровительную  работу над собой. У кого-то проходит время, прежде чем утратиться стереотип  привычного пассивного поведения человека, но постепенно люди начинают работать «раскрепощена», с увлечением, что  благоприятно действует на физическое здоровье, умственное и эмоциальное состояние и внешний вид. Появляется социальная уверенность и искусство общения. В большинстве случаев качественных изменений на лицо студенты молодеют на глазах:

– понижается артериального  давления;

– повышается жизненный  тонус, психическая и физическая активность.

Этот социально-значимый проект стал популярным среди людей  старшего поколения42.

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся43.

Привлечение пожилых людей  к активной деятельности может улучшить их состояние здоровья, уменьшить  случаи госпитализации пожилых людей, а значит, способствовать улучшению  их качества жизни.

Таким образом, в ходе обучения у пожилого человека вырабатывается новая позиция личности по отношению  ко всему окружающему и к самому себе; он получает возможность завязать новые социальные связи с другими  людьми и обществом в целом, обрести  новое, активное отношение к миру через деятельность, имеющую социальный смысл44.

Томас Мани подчеркивал, что  старость не должны быть процессом  упадка, что мастерство преклонного  возраста состоит в том, чтобы  из каждой минуты жизни извлекать  новые ценности45.

Итак, можно сказать, что в старшем поколении воплощается мудрость нации, пожилые люди – это носители жизненного опыта, традиций, наряду с другими поколениями, обладают значительными ресурсами  для участия в процессах демократических и социально-экономических преобразований в стране, и этот потенциал должен быть максимально востребован обществом.

Также можно сделать вывод  о том, что если люди пожилого возраста являются слушателями Университета, то это способствует решению их индивидуальных проблем, самореализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни, помогает преодолеть одиночество, повысить самооценку, сохранить здоровье и помогает улучшить качество жизни, достичь взаимопонимания и согласия между поколениями, создает условия для позитивного восприятия трансформационных процессов в обществе и своего возрастного статуса, снижая тем самым риск социальной изоляции пожилых людей в современной обществе.

 

 

 

1.3. Университет третьего возраста как элемент социальной адаптации граждан пожилого возраста

 

 

Целью социальной адаптации  граждан пожилого возраста является сохранение и продление социальной активности. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности  выгодно и приятно проводить  свободное время, удовлетворение разнообразных  культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых  интересов, облегчение установления дружеских  контактов, активизация личной активности пожилых людей и формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса46.

Социальная адаптация  пожилых заключается во вхождении  в круг ролей, соответствующих статусу  пенсионера.

Успешность адаптации  зависит от степеней статусной и  ролевой определенности, которые  прямо пропорциональны уровню социальной идентичности, то есть степени отождествления человечком себя с определенными  культурной, национальной, социальной и возрастной группами.

Преодолеть возникающие  проблемы, найти способ адекватной социально-психологической адаптации  к той ситуации, в которой они  находятся, пожилые люди могут скорее в общении со сверстниками, которые  сталкиваются с теми же проблемами, имеют примерно такие же жизненный  опыт и стереотипы восприятия47.

Национальная доктрина образования и принципы в Российской Федерации и принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей говорят, что пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала и иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Так звучит главный принцип Организации Объединенных Наций, сформулированный в отношении пожилых людей.

Имамов Марсель Мукатдисович – управляющий Отделением Пенсионного фонда России говорит, что третий возраст – это особое состояние души человека, время подведения итогов и пора мудрости, позволяющая передавать свои накопленные знания подрастающему поколению. Это возможность в силу приобретенных профессиональных  навыков и практического опыта помочь другим гражданам разобраться в пенсионном законодательстве, жилищно-коммунальных тарифах и так далее48.

Для повышения общественной роли граждан пожилого возраста, оказания информационной и правовой поддержки, организации досуга, содействие в самореализации, получения ими новых знаний открывают Университет третьего возраста для обучения и общения граждан пожилого возраста.

Университет третьего возраста – инновационная форма социального  обслуживания, предусматривающая содействие в получении услуг, по раскрытию  внутренних возможностей и потребностей граждан пожилого возраста с целью  их активизации и самореализации49.

Не каждый пенсионер умеет  быть активным. Не каждый умеет оторваться от домашних дел, внуков, приусадебных участков. Именно поэтому первостепенная задача Университета – помочь гражданам пожилого возраста избежать социальной изоляции, объединить их по интересам и расширить круг общения50.

Главное предназначение Университета – поддержать граждан пожилого возраста, дать им возможность приобрести знания для адаптации к сложным социально-экономическим реалиям современного российского общества.

Информация о работе Социальная адаптация граждан пожилого возраста