Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:58, курсовая работа
Целью исследования – рассмотреть теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
В соответствии с поставленной целью, предметом были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «социальная адаптация граждан пожилого возраста».
2. Рассмотреть граждан пожилого возраста как слушателей Университета третьего возраста;
3. Рассмотреть семейную активность, как фактор социальной адаптации;
4. Рассмотреть организацию досуга, как фактор социальной адаптации;
5. Рассмотреть физическую культуру и гигиену, как фактор социальной адаптации.
Деятельность Университета третьего возраста предусматривает: обучение граждан пожилого возраста и на этой основе повышение их социальной комфортности в современном быстро изменяющемся обществе; формирование и развитие среды общения; содействие улучшению здоровья и физической активности.
Особенностью обучения в Университете является привлечение колоссального жизненного опыта граждан пожилого возраста в учебный процесс, высокая мотивация, так как обучение строится как правило на программах, разработанных с учетом интереса и потребностей самих пожилых граждан. Он объединяет людей различного социального и материального статуса, различных профессий. Любой желающий неработающий пенсионер может стать слушателем Университета и посещать те занятия, которые ему интересны.
Образовательные программы адаптированы специально для работы с гражданами пожилого возраста. Обучение организовано на бесплатной основе51.
В работе с гражданами пожилого возраста своя специфика, свои правила. Университет ставит перед собой задачи помочь человеку в решении определенных психических, социально-бытовых, духовно-нравственных проблем. Акцент делается, прежде всего, на свободном самовыражении, искренности в проявлении своих чувств, на помощь пожилым в устранении тех или иных проблем со здоровьем, депрессивного состояния души.
В настоящее время по всему
миру растёт количество специализированных
учебных заведений и
Учебный процесс в Университете построен не только как система лекционных занятий, а как система бесед, обсуждений, «круглых столов», тренинговых занятий, в ходе которых организаторы должны выявить запросы, ожидания, установки граждан пожилого возраста, а сам участники – обрести способность отразить отношение к полученной информации и поделиться своим жизненным опытом в контексте обсуждаемых тем53.
Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, и многое другое.
Обучение граждан пожилого возраста должно быть организованно как самообучение: оно предполагает активное участие самих пожилых людей в определение проблемного поля образовательного процесса, в выборе форм проведения занятий, в использовании дополнительных средств, позволяющих осмыслить и интегрировать свой уникальный опыт54.
Л.И. Анцефарова, формулируя проблему непрерывного образования в контексте закономерностей развития личности взрослого человека, указывает, что обучение не должно просто способствовать усвоению новых знаний, но и обеспечивать переход личности на новые уровни развития благодаря формированию «нового типа отношений к миру, новой системы ценностей, нового отношения к себе»55.
Для граждан пожилого возраста очень важно оставаться социально-активными как можно дольше. Лучшее лекарство от старости – это деятельность: душа и тело, как говориться «обязаны трудиться»56.
Образование в третьем возрасте в России способствует более активной интеграции граждан пожилого возраста в политическую, социальную и экономическую жизнь страны, содействует повышению качеств жизни пожилых на образовательные услуги высокого интеллектуального качества57.
Можно сделать вывод о том, что большую положительную роль в сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другое. Обучение в Университете дает возможность гражданам пожилого возраста обрести вновь утраченную веру в себя, в свои силы, в свое будущее, поверить в то, что каждый имеет право занимать достойное место в нашем обществе и быть ему полезным.
Полученные знания будут
способствовать постоянному
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УНИВЕРСИТЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА
В процессе адаптации пожилых людей играют важную роль ряд социальных факторов, позволяющих им вести полноценную разнообразную жизнь, в то же время принося пользу обществу. К ним относятся58:
– продолжение трудовой деятельности (включая возможность переобучения);
– общественная и политическая активность;
– семейная активность;
– организация культурного досуга (книги, кино, театр, концерты, выставки);
– физическая культура и гигиена;
– любительская активность (хобби).
В рамках второй главы мы
рассматриваем три фактора
2.1. Семейная активность
Исключительно большую роль играет семья. Она представляет для пожилого человека ближайшее социальное окружение, оказывает и позитивное, и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни. Семья является важнейшим источником повседневной помощи, социально и психически поддерживает граждан пожилого возраста.
Семья может предоставлять пенсионерам прямую и косвенную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. Этим, однако, не ограничиваются функции семьи по отношению к пожилым людям. В семье пенсионеры сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интенсивного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддерживают свой престиж, а обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную деятельность, находят применение своему опыту, в том числе и профессиональному. В семье пенсионер в дополнение к собственным использует и ее социальные контакты, что позволяет вести ему более активный образ жизни. Принадлежность человека, ушедшего на пенсию, к семье может служить лучшим средством от «пенсионной болезни».
Успешность адаптации
к жизни на пенсии во многом
определяется и
В Университете третьего возраста города Казани функционирует факультет «Основы педагогики и психологии». Где граждане пожилого возраста могут разобраться в себе. Прежде всего, слушателей Университета волнуют такие темы, психология личности, психология общения, родительское программирование, родительско-детские отношения, стратегии эффективного общения между «поколениями». Занятия проходят в теоретико-тренинговой форме, то есть лекционный материал сочетается с практическим. Программой предусмотрены такие важные темы, как жизненный сценарий, смысл жизни, кризисы смысла жизни. На занятиях пытаются разобрать, какой период какой период в настоящее время, проживают слушатели курса, какие цели ставят, в чем видят смыл жизни. Кроме того, они принимают активное участие в социологической работе60.
Таким образом, факультет
«Основы педагогики психологии»
помогает гражданам пожилого возраста
понять психологию личности (самопознание,
кризисы возраста, кризисы смысла
жизни, развитие личности). Также факультет
способствует их самосовершенствованию
(разбирают вопросы
2.2. Организация культурного досуга
В процессе нормальной жизнедеятельности
человек занят разнообразными повседневными
делами: профессиональной деятельностью,
образованием, домашними делами, общением
с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг
подразумевает такой род
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и адаптации. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.
Для повышения общественной роли граждан пожилого возраста, оказания информационной и правовой поддержки, организации досуга, содействие в самореализации, получения ими новых знаний открывают Университет третьего возраста для обучения и общения граждан пожилого возраста62.
Все направления обучения Университета третьего возраста разработаны с учетом интересов граждан пожилого возраста, и помогают им адаптироваться в современное российское общество. А занятия проводятся с использованием специальных методик, приемлемых для обучения граждан пожилого возраста, что обеспечивает хорошую усвояемость преподаваемого материала63.
К организации культурного
досуга можно отнести самый
Граждане пожилого возраста указывают, что чувствуют себя оторванными от молодого поколения, потому что говорят на «другом языке» используют другие каналы коммуникации. Современный мир буквально «заточен» под умение свободно обращаться с компьютером. Даже приходя в музей или в библиотеку, мы сталкиваемся с электронными каталогами или справкой. Таким образом, неумение работать с персональным компьютером не дает гражданам пожилого возраста пользоваться услугами любых компьютеризированных учреждений.
В статье «Компьютерный клуб
21 века для пенсионеров» Т.В. Белякова
рассказывает о тех пенсионерах,
которые не хотят отставать от
своих внуков. Они понимают, чтобы
легко ориентироваться в
Поэтому самый популярный факультет – компьютерной грамотности. Граждане пожилого возраста на курсе «Компьютерной грамотности» правильно и грамотно овладеют всеми необходимыми технологиями. Курс «Компьютерной грамотности» включает в себя ознакомление с работой и устройством компьютера, операционной системой Windows, наиболее известными программами Microsoft Office, работу в глобальной компьютерной системе Интернет, обзор программ для домашнего использования.
Владение компьютером
и свободное пользование
«Немецкий язык» относиться к школе правовых знаний, курс рассчитан на изучение языка, начиная с алфавита, изучения грамматики и чтения. Здесь обучаются слушатели с разным языковым уровнем – от азов (изучение алфавита) до разговорной речи.
Изучение авторской программы «История Казани» позволяет ознакомиться с памятниками, достопримечательностями и интересными фактами из истории города.
Информация о работе Социальная адаптация граждан пожилого возраста