Социальная адаптация иностранных студентов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире наблюдается значительное усиление тенденций интернационализации образования под влиянием глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей. Успех промышленно развитых стран в сферах экономики будущего, основанной на знаниях, требует такого высшего образования, которое интегрируется с международной деятельностью правительств и частного сектора. Чтобы облегчить трудоустройство выпускников российских вузов в различных странах мира в сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что приведет в ближайшей перспективе к признанию российских вузовских дипломов в Европе. =

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические предпосылки исследования
социальной адаптации иностранных студентов
1.1 . История образовательных услуг для иностранцев в России ………….…. 8
1.2. Сущность, виды, формы и этапы
социальной адаптации иностранных студентов ……………………………… 18
Глава II. Проблемы и факторы социальной адаптации
студентов-иностранцев в российском вузе

2.1. Сущность и факторы, провоцирующие трудности адаптации
иностранных студентов в России………………………………….……………. 36
2.2. Проблемы социальной адаптации студентов из Африки,
обучающихся в ОГУ …………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная 2012.doc

— 558.50 Кб (Скачать файл)

При экономическом  и техническом содействии СССР в 36 странах были созданы 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведений, свыше 400 учебных центров начального профессионально-технического образования и 5 общеобразовательных школ. Помимо помощи в строительстве, Советский Союз оснастил эти учреждения современным учебно-лабораторным оборудованием, обеспечил учебной и научно-методической литературой, наши соотечественники содействовали организации учебного процесса (в 1980-е годы для этих целей в командировку за границу ежегодно отправлялись до 5 тыс. советских преподавателей и специалистов).

После распада  СССР сложившаяся система обучения иностранных студентов разрушилась. Из-за недостаточного финансирования закрылись культурные центры в целом ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в бывших социалистических странах Восточной Европы. Более 500 учебных заведений, созданных за рубежом при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств.

В связи с  переходом России к рыночной экономике  приобрел актуальность вопрос о коммерциализации профессиональной подготовки кадров. Перед российскими вузами встала задача занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг.

По оценкам экспертов ЮНЕСКО, в XXI столетии обучение иностранных граждан может оказаться одним из самых прибыльных видов экспорта. Уже сейчас только Китай, например, ежегодно платит один млрд. долл. за подготовку за границей своих студентов, стажеров, аспирантов. В среднем международные цены годичного обучения иностранного студента составляют 10 тыс. долл. (на медицинских факультетах - 20 тыс. долл.). В зависимости от страны и престижности учебного заведения цена может существенно отличаться. Так, обучение по популярной сегодня специальности магистра делового администрирования ("Master of Business Administration", сокращенно MBA) в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Пенсильвании, Филадельфии (США) обходится в 30-35 тыс. долл. в год, а в менее известном Университете Стрэтклайд (Глазго, Великобритания) – 15,6 тыс. фунтов стерлингов, или 22 тыс. долл. (17, с. 16).

Дополнительный  доход учебным заведениям стран-реципиентов  приносит и то, что иностранные студенты за особую плату учатся на языковых курсах. Обучение языку занимает от шести месяцев до года, а стоимость занятий, например, в частной языковой школе в Англии составляет до 200 фунтов стерлингов, или до 300 долл. в неделю. В общей сложности иностранные граждане ежегодно платят за обучение и проживание в различных странах мира десятки миллиардов долларов. Так, иностранные студенты принесли США в 2000 г. 13 млрд. долл. При этом реальные затраты вузов в несколько раз ниже, ибо иностранцы учатся у тех же преподавателей, пользуются тем же учебным оборудованием, теми же библиотеками, живут в тех же общежитиях, что и местные студенты. Как правило, плата за учебу для иностранцев выше, чем для своих. Например, в Калифорнийском университете академический год учебы по упоминавшейся программе МВА местному жителю обходится в 9867 долл., а иностранцу - в 19354 долл. В университетах канадской провинции Британская Колумбия среднегодовая стоимость обучения для местных жителей составляет 5 тыс. канадских долл., для иностранных граждан -13 тыс., и им еще необходимо располагать дополнительной суммой в 10 тыс. канадских долл. на повседневные расходы в течение академического года.

Среди европейских  стран наибольшего успеха на международном  рынке образовательных услуг достигла Великобритания, где численность иностранных студентов приближается к четверти миллиона человек, хотя эта страна - одна из самых дорогих для учебы и проживания иностранных студентов. Так, академический курс на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 г. от 26 тыс. до 34 тыс. фунтов стерлингов, или от 38 тыс. до 49 тыс. долл. Эта сумма складывается из стоимости аудиторных, лабораторных и практических занятий. Еще 500 фунтов стерлингов в год идут на книги и учебники для занятий. На проживание и питание в Лондоне иностранные студенты тратят до 10 тыс. фунтов стерлингов в год, на минимальный набор одежды - 400-500 фунтов стерлингов. В итоге один год жизни и учебы на степень бакалавра в Англии обходится иностранному студенту в сумму от 50 до 65 тыс. долл.

Годичный постдипломный (после получения степени бакалавра) теоретический курс в британских университетах, завершающийся присуждением степени магистра права, естественных или гуманитарных наук, стоит иностранцам в среднем от 22 тыс. до 35 тыс. фунтов стерлингов (до 50 тыс. долл.). Еще дороже двухгодичное обучение в аспирантуре (именуемой научно-исследовательским постдипломным курсом, по окончании которого соискателю присваивается степень доктора философии) - от 64 до 100 тыс. долл., без учета расходов на проживание, питание и т.д. Вклад иностранных студентов, стажеров, аспирантов в экономику Великобритании составляет приблизительно 10 млрд. долл. в год, и эта цифра постоянно увеличивается.

 Конечно, в западноевропейских странах  до 2/3 всех студентов, в том числе иностранных, подрабатывают (это занимает у них от 10 до 20 рабочих часов в неделю), частично компенсируя затраты на обучение и проживание. Вместе с тем, найти какую-либо работу в период учебы удается далеко не всем. Например, в Италии очень трудно устроиться на половину рабочего дня, а в университетах Великобритании и Франции учебные программы настолько насыщены, что на работу времени практически не остается. В Германии же иностранные студенты, приезжающие не из стран ЕС, имеют право подрабатывать (под строгим контролем) только на карманные расходы, а при нарушении соответствующих (весьма строгих) норм они высылаются из страны. Ограничение занятости иностранных студентов в Германии объясняется высоким уровнем безработицы среди местного населения.

Интересно, что практика ограничения права студентов на работу во время учебы достаточно распространена в мире. Существуют типы студенческих виз, которые предполагают частичную возможность или отсутствие возможности работать во время учебы в другой стране. Например, Ирландия, США и т. д. иностранным студентам разрешают работать (обычно без осложнения процедуры трудоустройства), однако ограничивают трудовое время – для того, чтобы поездка по учебной визе не открыла дорогу трудовым мигрантам. В Ирландии, Канаде, Японии, Австралии, США в основном действует общее правило – работать во время учебы можно только 20 часов в неделю, зато во время каникул (при условии продолжения дальнейшего обучения) можно работать полный рабочий день (примерно 40 часов). В некоторых странах действуют особые условия, например, в США можно подать запрос в Службу натурализации для выдачи разрешения на работу в связи с неожиданно наступившей неплатежеспособностью (43, с. 7).

 В Австралии можно работать неограниченное количество часов, если обучение проходит по программе подготовки магистров или докторов. В Японии иностранным студентам нельзя работать в барах и кабаре. В Канаде иностранным студентам разрешают оставаться работать после учебы в малозаселенных территориях, что поощряется различными методами. В Швейцарии система немного схожа с российской. Работодатель должен обратиться с запросом в Отдел по труду кантона и, только после получения разрешения, он получает право принять на работу иностранного студента. Студенту также необходимо иметь для этого письменное разрешение от ректората вуза. Однако четко видна тенденция не на усложнение процедуры трудоустройства и ограничение, таким образом, потока желающих устроиться на работу иностранных граждан, а на ограничение часов работы. Подобная практика позволяет исключить «косвенную дискриминацию» и дает возможность студентам подработать на карманные расходы.

Совет Европы не раз отмечал в своих рекомендациях, что внутренние правила стран, касающиеся статуса субъектов академической мобильности на территориях иностранных государств «должны делать возможным для иностранного академического персонала и учащихся устроиться на работу в учреждении высшего образования принимающей стороны в течение ограниченного периода времени и позволять иностранным учащимся участвовать в программах практического обучения и проектах, включающих практику на промышленных предприятиях, когда она рекомендуется как курс нормального обучения» (43, с.8 )

Примером успешного  применения внутреннего законодательства, разрешающего студентам работать в соответствии с полученной студенческой визой и без дополнительных документов является Швеция. В соответствие с законом «Об иностранцах» 2006-03-31 (2005:716), граждане таких государств как Дания, Норвегия, Финляндия и Исландия (сопредельные со Швецией государства) не нуждаются не только в разрешении на пребывание, но и в разрешении на работу. В этом просматривается четкая политика облегчения условий перемещения и статуса пребывания для граждан сопредельных государств. В соответствии с этим же законом студенту, приехавшему на обучение на срок более 3-х месяцев, требуется разрешение на пребывание, но студенту вуза не требуется какого-то дополнительного разрешения на работу. Это создает ситуацию, когда студент, обыкновенно находясь в затруднительном материальном положении, может работать и тем самым частично обеспечивать свое обучение в Швеции. Это тем более важно в контексте уже очевидной тенденции европейских стран по введению платы за обучение для граждан иностранных государств ( 43, с.8)

Образование в США все в большей мере развивается как экспортная отрасль, оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. В 2002 г.  в стране была создана федеральная служба, занимающаяся только проблемами иностранных студентов. Ситуацию в области международных образовательных услуг изучает, собирает и обобщает статистику Институт международного образования. С 1948 г. он регулярно выпускает статистические обзоры по иностранным студентам, обучающимся в США. Согласно данным этого института, сегодня более 80% иностранных студентов - соискателей степени бакалавра - сами оплачивают свое обучение и лишь 8,8% получают средства на свою учебу от американских колледжей, университетов или правительства США. В то же время доля получающих средства из американских источников среди обучающихся по магистерским программам в 5 раз выше. Кроме того, иностранные студенты постдипломных курсов ряда престижных американских вузов имеют возможность получить долгосрочный (на 15 лет) кредит для покрытия затрат на свое обучение и проживание.

В последние  годы учебные заведения все большего числа стран переходят на принцип «академического капитализма», расширяют рынок международных образовательных услуг. Например, в крупнейшем в Австралии университете Монэша (стоимость обучения - около 5 тыс. долл. в год) учатся свыше 40 тыс. студентов, в том числе 12 тыс. - иностранных. К 2020 г. университет планирует удвоить количество студентов, из которых 50% будут иностранными гражданами, получающими образование как в Австралии, так и в системе зарубежных филиалов данного университета. Отметим, что все факультеты остальных 38 университетов Австралии также выделяют определенное количество мест для абитуриентов из-за рубежа. Именно поэтому, несмотря на географическую удаленность и малочисленность (18 млн. человек) собственного населения, Австралия входит в пятерку стран, лидирующих по количеству обучающихся в них иностранных студентов.

В Германии сегодня  также более 10% студентов и аспирантов - иностранцы. Целый ряд немецких высших учебных заведений ориентируется прежде всего на иностранных студентов. В Штутгардском университете менеджмента и технологий (годичная плата за обучение достигает 20 тыс. евро) соотношение между немецкими и иностранными студентами составляет 30:70. Для удобства последних преподавание ведется на английском языке, а соотношение преподавателей к студентам составляет 1:5. В Техническом университете Гамбурга половина учебных мест также зарезервирована для иностранцев, семинары и лекции проводятся как на немецком, так и на английском языках. Финансовые поступления лишь от проживания учащихся-иностранцев в Германии (коммунально-бытовые платежи и повседневные расходы), без оплаты самой учебы (в государственных учебных заведениях, в отличие от частных, образование бесплатное) составляют до 1/4 млн. евро в месяц.

 Всемирная  торговая организация (ВТО) включила  образование в список услуг,  торговля которыми регулируется  положениями соответствующего Генерального соглашения. Образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают многие тысячи высших учебных заведений из 129 государств, хотя основная конкуренция ведется между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов. Характерно, что на эту же группу стран приходится и 4/5 общемировых расчетных государственных расходов на образование.

Более 80% всех иностранных студентов обучаются в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры. Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. Это не менее ценная прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, нежели плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение. Так, от 30% до 50% всех иностранных студентов, получающих степень магистра в американских учебных заведениях, остаются работать в Америке. При этом их стараются набирать преимущественно на те специальности, в которых в наибольшей мере испытывает потребность американская экономика, например, инженерные, компьютерные, математические. Как следствие - из иностранцев состоит сегодня значительная часть постоянного профессорско-преподавательского состава американских университетов, в том числе от 1/4 до 2/5 профессоров естественных и компьютерных наук, математики; 1/4 всех докторов наук и инженеров.

Говоря о  месте России на международном рынке  образовательных услуг, об изменениях, которые произошли за последние 15-20 лет, следует отметить, что в 1980-е годы СССР занимал третье место в мире (после США и Франции) по количеству студентов-иностранцев. С распадом СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья сократилось примерно в 2-3 раза - с 126,5 тыс. человек, обучавшихся в советских вузах (из них более 70% - в РСФСР), до 39,3 тыс. Зато появились новые иностранные студенты - из стран СНГ и Балтии (на момент распада Советского Союза в вузах РСФСР обучались 112 тыс. человек из бывших советских республик, в том числе 8 тыс. - из стран Балтии и около 104 тыс. - из нынешних стран СНГ). К 1996/1997 учебному году число студентов из стран ближнего зарубежья в российской высшей школе сократилось в 3.5 раза, и до настоящего времени ситуация кардинально не изменилась. Особенно заметно уменьшилось (и продолжает уменьшаться) количество студентов из Грузии и Украины.

Информация о работе Социальная адаптация иностранных студентов в России