Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация молодежи в условиях кризиса – проблема актуальная в настоящее время потому, что молодежь – будущее нашей страны, ей необходима помощь и поддержка даже в стабильное время, в кризисный период темболее. Молодежь наиболее остро переживает период экономического спада.
Именно эта проблема – проблема адаптации молодежи в условиях экономического кризиса будет рассмотрена в данной курсовой работе, целью которой являются выявление основных причин сокращения молодых людей в первой волне безработицы в условиях кризиса, способов адаптации молодежи в условиях экономического кризиса.

Содержание

Введение…………………..…………………………………………………..…3-5
I Молодежь в условиях экономического кризиса………………………...…6-15
1.Экономический кризис, как причина безработицы среди молодежи…….6-9
2.Молодежь, как группа риска в условиях экономического кризиса…..10-15
II Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса…………………16 -25
1.Понятие социальной адаптации молодежи…………………………..…..16-19
2.Методы социальной адаптации молодежи в условиях кризиса……..….20-25
Заключение………………………………………………………………...…26-27
Список использованной литературы……………………………………...……28
Приложение…………………………………………………………………..…..29

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

              Экономические факторы более  всего влияют на положение  молодежи. В своей массе молодежь  недостаточно обеспечена материально,  не имеет собственного жилья,  вынуждена полагаться на финансовую  помощь родителей. Желание получить  образование отодвигает начало  трудовой деятельности на более  зрелый возраст, а отсутствие  опыта и знаний препятствует  получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо  ниже средней заработной платы,  чрезвычайно мала и студенческая  стипендия.

       Если  в периоды социальной стабильности  эти проблемы в целом могут  быть решены или смягчены, то  в кризисный период они значительно  усложняются. В ситуации экономического  спада резко увеличивается численность  безработных в молодежной среде  и молодым становится все сложнее  достичь состояния экономической  самостоятельности. Сложности с трудоустройством, низкая заработная плата и несвоевременные ее выплаты, невостребованность и непрестижность многих традиционных специальностей обуславливают проблемы, с которыми сталкивается молодежь в сфере труда.9 Прирост зарплаты, практически полностью поглощаемый инфляцией, обусловливает значительное расслоение молодежи по уровню доходов в профессиональной структуре материального производства, который у молодежи находится на низкой отметке и граничит с прожиточным минимумом.10

Ситуация у молодежи сейчас очень сложная. Если раньше можно  было «перебиться» разовыми заработками  или найти постоянную работу с гибким графиком, работать по ночам или участвовать в организации каких-либо мероприятий, то теперь это не то, что трудно сделать, а практически невозможно. Давайте разберем эту ситуацию подробнее.

Самыми популярными профессиями  у студенческой молодежи до кризиса  являлись:

- аниматор и участие  в развлекательных программах;

- курьер;

- промоутер;

Работа в клубах, на дискотеках и т.п.11

Если посмотреть на ситуацию, что сложилась на сегодняшний день, то вырисовывается следующая картина:

- работа аниматором сейчас  не приносит дохода, так как  все праздники проходят в режиме  строгой экономии, а если и  приглашаются коллективы, то только  известные и зарекомендовавшие  себя с наилучшей стороны;

- к претендующим на должность курьера ужесточили требования, и теперь им надо не только хорошо знать город, но еще и иметь личный автомобиль или хотя бы права;

- с рынка промоушена, раздачи листовок, газет и рекламных объявлений студентов медленно, но верно вытеснили гастарбайтеры и эмигранты, которые одни  из первых потеряли работу, поскольку их прежнее место – стройка – заморожено.

- работа в ночных клубах  и других увеселительных заведениях  стала малоприбыльной или невозможной  по причине разорения и закрытия  клуба или из-за снижения выручки  в нем, в результате чего  лишние сотрудники оказались  на улице.

Такая ситуация привела к  тому, что период кризиса, молодежи, в частности, студентам, приходится не только искать работу, но еще и  бороться за нее с другими категориями  безработных, заполонившими рынок  труда, и заполнившими те вакансии, которые раньше считались вотчиной молодежи.

Молодежь как особая социальная группа постоянно находится в  фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором  происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Неизбежная, в условиях ломки сложившихся  устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в  сознании этой социальной группы. Исследование духовных ориентаций, жизненных приоритетов  современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень его адаптации к новым  социальным условиям. От того, какой  ценностный фундамент будет сформирован  у молодого поколения, во многом зависит  будущее состояние общества.

В условиях кризисной ситуации особенно остро встают вопросы профессионального  отношения к труду, профессиональной компетентности и профессиональной активности молодежи. Молодое поколение - основа будущего страны и в ближайшие 10-20 лет должно стать опорой ее развития. Молодежь является частью человеческого  капитала, основным звеном во временном  цикле воспроизводства человеческого  потенциала, поскольку включает, помимо других, две основные фазы воспроизводства  человеческого потенциала:

 - дотрудовой возраст (14-20 лет). На этом этапе происходит подготовка к трудовой деятельности, получение среднего, среднего профессионального образования, усвоение навыков элементов культуры и социализация;

- трудовой возраст (20-30 лет). Этот этап характеризуется наращиванием человеческого потенциала за счет получения профессионального опыта, высшего и послевузовского образования, трудоустройства, начала карьерного роста.

       Именно на эти периоды и должны приходиться основные инвестиции в человеческий потенциал, направленные на всестороннее развитие молодежи, его социальную адаптацию и возможность не только получения образования и навыков, но и на развитие его творческих инициатив. В современных условиях все возрастающей коммерциализации системы образования не только не сокращается, а наоборот развиваются ограничения доступа молодежи к получению среднего и высшего образования.

       Из-за неразрешенности всех проблем в молодежной политике в нашей стране появилось такое явление, как социальная неустроенность молодежи и как следствие - девиантное поведение: наркомания, экстремизм, этнические конфликты.

Молодежь - это социально-возрастная группа населения, которая находится в стадии своего социального становления. В экономической сфере молодежь выделяют как период профессионального самоопределения. Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи в силу ее неопределенного социального положения, периода самоопределения. В период экономического кризиса идет непременное обострение социальных проблем молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

II Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса

 1 Понятие социальной адаптации молодежи

 

      Понятие  «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Адаптация, в широком смысле этого понятия- успешное вхождение в новые обстоятельства. Согласно определению российской социологической энциклопедии, адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды.12 Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

      Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

 Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.

       Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации:

- социальная адаптация как разновидность социального отношения;

- социальная адаптация как социальный процесс;

- социальная адаптация как социальная деятельность;

- социальная адаптация как институциональная форма.

       Адаптация  как общественный феномен выступает  сложным по структуре духовно-практическим  образованием, проявляющимся на  всех уровнях социальной жизни  людей. Благодаря этому адаптация  становится одним из важнейших  универсальных способов преодоления  негативных кризисных общественных  явлений и подготовки людей  к включению в инновационные  социальные системы. Тем самым,  адаптация обеспечивает последовательность  и закономерность эволюционной  трансформации общества, снижение  риска проявления деструктивных  тенденций и гармонизацию складывающихся  социальных отношений.

 Адаптация к социальным  изменениям в обществе связана,  прежде всего, с существованием  нормативно регулируемой в исторически  определенный период времени  социальной системы. Ее важнейшими  компонентами выступают разнообразные  экономические, социальные, политические  и идеологические структуры. Социокультурные  системы составляют «ядро» содержания  форм адаптации населения к  социальным изменениям. Это происходит  в связи с тем, что они  непосредственно воздействуют на  характер восприятия такого рода  изменений, поскольку в их основе  можно выделить определенный  вид культуры. Адаптация к экономическим  изменениям отражает элементы  экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры.

 Все виды адаптации  взаимосвязаны между собой, но  доминирующим здесь является  социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

 Важным компонентом  социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний  индивида, его личных возможностей  со спецификой социальной среды;  целей, ценностей, ориентаций  личности и способностей их  реализации в конкретной социальной  среде; взаимоотношения индивида  и его окружения как процесс  гомеостатического уравновешивания В контексте курсовой работы также нас интересует понятие экономической адаптации.

       Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным. К негативным тенденциям, затрудняющим адаптацию молодого специалиста, можно отнести следующие:

- длительный испытательный срок при приеме на работу, зачастую мало оплачиваемый или же неоплачиваемый (разновидность девиантного поведения руководителей - скрытая форма эксплуатации молодых свежих умов);

 - информационная закрытость, когда отсутствует понимание общей цели работы и неизвестно, какой результат нужно получить;

 - нежелание руководителей отказываться от своих руководящих полномочий в пользу подчиненных, жесткий контроль способствуют возникновению атмосферы недоверия;

 - стереотип неуважения к полученному образованию, что снижает мотивацию труда и не способствует карьерному росту;

 - заниженная оценка потенциала работника;

 - несоответствие слов и поведения руководителя;

 - несоблюдение должностных инструкций, привлечение сотрудников к несвойственной им деятельности;

 - тирания начальника, выражающаяся в том, что можно как незаслуженно отругать, так и незаслуженно похвалить подчинённого;

 - скупость на похвалы;

 - невыполнимые и бесполезные задания.

Молодежь, как  основная группа риска в период экономического кризиса остро нуждается в  социальной адаптации в данный сложный  для нее период. Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методы социальной адаптации молодежи в условиях кризиса

 

       «Экономический кризис оказывает тяжелое влияние на ситуацию с безработицей и на поиск работы для молодых специалистов, подрывает их материальное благополучие и в конечном итоге может привести к криминализации молодежной среды», - отметил глава государства Д. Медведев. Поэтому встает вопрос о социальной адаптации молодежи именно в условиях экономического кризиса. Социальная адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такое их взаимодействие и взаимное приспособление, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Существенной особенностью современных процессов адаптации молодежи в сложившейся непростой ситуации является их вынужденный характер. Значительно возросла роль личностного ресурса (прежде всего приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для вхождения в конкурентную среду). Молодые люди намерены опираться только на свои силы и не полагаться лишь на обстоятельства. Имеются в виду установка на самостоятельность и самодостаточность, осознание того, что успешная реализация жизненных целей в первую очередь зависит не от общества и везения, а от своих способностей, знаний и целеустремленности. Среди тех, кто осуществление своих жизненных целей связывает в первую очередь с собственной целеустремленностью и активностью, доля адаптированных более чем в два раза выше, чем среди уповающих главным образом на положение дел в обществе. В приспособлении молодежи к условиям жизнедеятельности важным и довольно эффективным фактором выступает переориентация на микросоциальную среду, родственные и дружеские, неформальные связи. Поскольку молодые в должной мере не защищены обществом и государством, они обращаются за содействием и помощью к своему непосредственному окружению.

Информация о работе Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса