Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация молодежи в условиях кризиса – проблема актуальная в настоящее время потому, что молодежь – будущее нашей страны, ей необходима помощь и поддержка даже в стабильное время, в кризисный период темболее. Молодежь наиболее остро переживает период экономического спада.
Именно эта проблема – проблема адаптации молодежи в условиях экономического кризиса будет рассмотрена в данной курсовой работе, целью которой являются выявление основных причин сокращения молодых людей в первой волне безработицы в условиях кризиса, способов адаптации молодежи в условиях экономического кризиса.

Содержание

Введение…………………..…………………………………………………..…3-5
I Молодежь в условиях экономического кризиса………………………...…6-15
1.Экономический кризис, как причина безработицы среди молодежи…….6-9
2.Молодежь, как группа риска в условиях экономического кризиса…..10-15
II Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса…………………16 -25
1.Понятие социальной адаптации молодежи…………………………..…..16-19
2.Методы социальной адаптации молодежи в условиях кризиса……..….20-25
Заключение………………………………………………………………...…26-27
Список использованной литературы……………………………………...……28
Приложение…………………………………………………………………..…..29

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

       Мировой кризис – страшное испытание, затронувшее весь мир. Но в этот нелегкий период можно найти и положительные стороны сложившейся экономической ситуации. Например, в библиотеках отмечено увеличение читателей – люди потянулись в библиотеки и читальные залы за книгами, так как продукция книжного магазина начала резко набирать в цене. 13

         Молодежи в сложившейся ситуации  все труднее искать место работы  по специальности по ряду причин  – это отсутствие опыта работы, и сокращение вакантных мест и растущая конкуренция. Именно поэтому борьба по выходу из кризиса, предусмотренная социально-экономическими рычагами должна включать и социально-культурную деятельность. Социально-культурная деятельность позволяет адаптировать к условиям кризиса не только саму молодежь, но и те слои населения, на которые может быть направлена деятельность молодых людей.14

       Основной формой поведения населения в условиях трансформации общества, вызванной переходом к рынку, стало адаптивное поведение как форма приспособления к новым социально-экономическим условиям.

       Активная молодежь имеет возможность не только созидать искусство, но и быть его непосредственной участницей. Именно эта группа людей имеет особое значение, поскольку является самой интенсивной по потреблению, в том числе социокультурных товаров и услуг. Молодой человек приспосабливается к окружающей среде и приспосабливает среду к себе, в этом процессе социально-культурную деятельность можно рассматривать как ряд способов социальной адаптации, поскольку молодой человек сам социализируется, если работает на окружающую среду.

        Таким  образом, функции социально-культурной деятельности можно использовать, как методы социальной адаптации молодежи в условиях экономического кризиса: коммуникативную, информационно-просветительную, культуротворческую, рекреационно-оздоровительную.15

       Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование, декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

       Наиболее  полно развивающее начало воплощает  в себе информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция, как один из методов социальной адаптации молодежи в условиях экономического кризиса, обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей.

       С этой  функцией тесно взаимодействует  и культуротворческая функция социально-культурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

       Культуротворческая деятельность решает целый ряд социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей подростка, взрослого человека.

       Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный, индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению, во многих случаях направлена на социально-культурную реабилитацию.

      Период  экономического кризиса – самое  благоприятное время приобщения  молодежи к национальным и  мировым ценностям культуры, к  духовным ценностям. Необходимо  уже сейчас уделить внимание  проектам возрождения и ретрансляции, пропаганде культурных артефактов, приобщению и привитию интереса населения к культурно-нравственным аспектам жизни.

       В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы. Процессы социализации, перестав быть традиционными, но так и не став по своей специфики инновационными, чаще всего носят непредсказуемый, стихийный и малоуправляемый характер. Принципиальным затруднением для эффективности деятельности институтов социализации молодёжи является отсутствие четко очерченного образа будущего и ближайших перспектив развития общества как целостного социального организма; отсутствие единой структуры. Следствием этого затруднения является недоверие молодёжи к существующим институтам социализации и ценностной системе общества, рост влияния на молодёжь десоциализирующих факторов в условиях снижения социальных гарантий, неизбежный конфликт инновационного потенциала молодёжи с его институционными формами.

       Трансформация системы жизненных ценностей современной молодежи в условиях риска и неопределенности прослеживается как на федеральном, так и на региональном уровне страны.

       По результатам исследования, проведённого среди студентов-журналистов 3-5 курсов Ставропольского государственного университета, выявлено, что важнейшими ценностями студентов третьего курса являются: «работа и карьерный рост» (85 %), «здоровье» (80 %), «любовь и семья» (75 %), «наличие друзей» (70 %), «образование» (60 %). У студентов четвертого курса немного другие показатели: «любовь и семья» (90 %), «здоровье» (80 %), «работа и карьерный рост» (80 %), «образование» (75 %), «наличие друзей» (70 %). Студенты-выпускники выделили для себя следующую иерархию ценностей: «здоровье» (90 %), «любовь и семья» (85 %), «образование» (80 %), «работа и карьерный рост» (75 %), «наличие друзей» (70 %). Стоит отметить, что «патриотизм» и «любовь к Родине» в качестве жизненной ценности на третьем курсе отметили 12  % студентов, на четвертом - 16 %, и на пятом - 20 %.

       Среди стрессогенных факторов респонденты отметили: «отсутствие необходимых ресурсов - собственных, внутренних и финансовых» (65 %), «неуверенность в собственных силах» (60 %), «отсутствие стабильности - как в мире, так и в стране» (60 %), «неопределенность ситуации» (65 %).

       Такие понятия, как «правовая незащищённость», «престижное положение», «развлечения» - оказались на периферии жизненных ценностей студентов.

      Ориентация современной студенческой молодёжи на материальное благополучие, являясь достаточно сильным, всё же уступает духовным ценностям, таким как «благополучие во взаимоотношениях с близкими» и «получение образования». С другой стороны, материальное благополучие может пока недооцениваться по причине того, что большинство студентов живут на средства родителей, у них отсутствует собственная семья, которую необходимо содержать.

       Значительное количество респондентов испытывало сложности при определении своих жизненных ценностей. Поэтому наиболее популярным был ответ:  «Я не задумывался (-лась) над этим вопросом».

        Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения. Возможно, выявленная динамика в жизненных ценностях современного студенчества при благоприятных условиях может способствовать гармонизации образа будущего общества.

       Сегодняшнее  положение на мировых финансовых  рынках очень точно показало, какая хрупкая и нестабильная  ситуация в современном мире, и как легко все может быть  разрушено при малейшей ошибке в расчетах. Именно поэтому необходимо развивать в молодежи духовные качества в период экономического кризиса.

      Социально-культурная деятельность позволяет адаптировать к условиям кризиса не только саму молодежь, но и те слои населения, на которые может быть направлена деятельность молодых людей. Функции социально-культурной деятельности можно использовать, как методы социальной адаптации молодежи в условиях экономического кризиса: коммуникативную, информационно-просветительную, культуротворческую, рекреационно-оздоровительную. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения.

      

      

      

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Экономический кризис – цикличное явление в мировой экономике, характерными чертами которого является спад производства, сокращение числа сотрудников, поэтому, неотделимым спутником кризиса является массовая безработица. Молодежь – категория населения, наиболее остро подверженная безработице в силу своих возрастных, социальных и психологичеких особенностей. Темп молодежной безработицы неизбежно возрастает в период экономического кризиса. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. Поэтому, наряду с безработицей у молодежи существует ряд других проблем разнопланового характера.

       Все проблемы молодежи, более-менее решаемые в стабильное время, резко обостряются в период экономического спада. Именно поэтому, молодежь, как основная группа риска в период экономического кризиса остро нуждается в социальной адаптации в данный сложный для нее период. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

       Социально-культурная деятельность позволяет адаптировать к условиям кризиса не только саму молодежь, но и те слои населения, на которые может быть направлена деятельность молодых людей. Функции социально-культурной деятельности можно использовать, как методы социальной адаптации молодежи в условиях экономического кризиса: коммуникативную, информационно-просветительную, культуротворческую, рекреационно-оздоровительную. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения.

       Находясь в условиях социального риска, роль духовного начала приобретает актуальное звучание в молодежной среде. Оказавшись в ситуации неопределенности, молодой человек постоянно анализирует прошлое, прогнозирует будущее. В сложной ситуации выбора жизненного пути, обращаясь за помощью к близким (родителям, друзьям), происходит укрепление духовных связей, возрастает ценность таких понятий, как «семья», «дружба». Таким образом, в период экономического кризиса социальная адаптация молодежи посредством функций социально-культурной деятельности имеет огромное значение для молодежи, для общества в целом. Адаптируя молодежь к изменяющимся и ужесточающимся экономическим условиям, развивая в ней духовно-нравственные качества, социально-культурная деятельность играет большую роль в социальной жизни молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
  2. Бернар И. и Колли Ж. – К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1997. Т. 1. С. 398.
  3. Волгин Н.А. – М.: Изд-во РАГС, 2005. -544 с. Стр. 128.
  4. Кулешова О.В. Финансовый кризис как стимул возрождения интереса молодежи к культурно-нравственным и духовным ценностям // Молодежная культурная политика: ориентиры и приоритеты. – 2010.
  5. Носырева А.А. Социально-культурная деятельность как фактор адаптивного поведения молодежи в условиях экономического кризиса // Молодежная культурная политика: ориентиры и приоритеты. – 2010.
  6. Основы работы с молодежью [Текст]: учеб. пособие /под ред Т.Э. Петровой. – М.:Апльфа-М, 2012.стр 16
  7. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. для студентов учреждений высш. проф.образования/Т.А. Юзефавичус. – М.: Академия, 2010, стр 99
  8. Российская социологическая энциклопедия/ Под общ.ред.акад.РАН Г.В.Осипова.М.:Норма-инфра, 1998.С.2
  9. Сергеев М. Работать трудно молодым. Нынешняя безработица принципиально отличается от докризисной.// Независимая газета.-2012-05-21

 

 

 

 

 

 

 

   

Приложение

 

Рост уровня безработицы  среди молодежи (от 15 до 24 лет) в России и странах ОЭСР

 

СТРАНА

2007*

2012

США

11,7

16,4

Словения

11,5

16,5

Новая Зеландия

9,4

16,7

Чехия

9,6

19

Франция

18,3

21,8

Великобритания

13,6

21,9

Швеция

19,3

22,8

Эстония

7,3

24,9

Польша

18,5

26,7

Венгрия

19,9

28,4

Ирландия

9,4

30,3

Словакия

19,4

33,9

Италия

21,3

35,9

Португалия

19,7

36,1

Испания

19,7

51,1

Греция

21,6

51,2

Россия**

5,8

6,4


 

* Уровень безработицы  среди молодежи от 15 до 24 лет в  декабре 2007 года и марте 2012 года

** Данные по России  с учетом экономически неактивного  населения за 2007 и 2011 годы

Источник: ОЭСР, Росстат

 

1 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.

2 Бернар И. и Колли Ж. – К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1997. Т. 1. С. 398.

3 Волгин Н.А. – М.: Изд-во РАГС, 2005. -544 с. Стр. 128.

4 Сергеев М. Работать трудно молодым. Нынешняя безработица принципиально отличается от докризисной.// Независимая газета.-2012-05-21

5 Сергеев М. Работать трудно молодым. Нынешняя безработица принципиально отличается от докризисной.// Независимая газета.-2012-05-21

6 Основы работы с молодежью [Текст]: учеб. пособие /под ред Т.Э. Петровой. – М.:Апльфа-М, 2012.стр 16

7 Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. Ю.А.Зубок, 2003

Информация о работе Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса