Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа
Адаптация молодежи в условиях кризиса – проблема актуальная в настоящее время потому, что молодежь – будущее нашей страны, ей необходима помощь и поддержка даже в стабильное время, в кризисный период темболее. Молодежь наиболее остро переживает период экономического спада.
Именно эта проблема – проблема адаптации молодежи в условиях экономического кризиса будет рассмотрена в данной курсовой работе, целью которой являются выявление основных причин сокращения молодых людей в первой волне безработицы в условиях кризиса, способов адаптации молодежи в условиях экономического кризиса.
Введение…………………..…………………………………………………..…3-5
I Молодежь в условиях экономического кризиса………………………...…6-15
1.Экономический кризис, как причина безработицы среди молодежи…….6-9
2.Молодежь, как группа риска в условиях экономического кризиса…..10-15
II Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса…………………16 -25
1.Понятие социальной адаптации молодежи…………………………..…..16-19
2.Методы социальной адаптации молодежи в условиях кризиса……..….20-25
Заключение………………………………………………………………...…26-27
Список использованной литературы……………………………………...……28
Приложение…………………………………………………………………..…..29
Мировой кризис – страшное испытание, затронувшее весь мир. Но в этот нелегкий период можно найти и положительные стороны сложившейся экономической ситуации. Например, в библиотеках отмечено увеличение читателей – люди потянулись в библиотеки и читальные залы за книгами, так как продукция книжного магазина начала резко набирать в цене. 13
Молодежи в сложившейся
Основной формой поведения населения в условиях трансформации общества, вызванной переходом к рынку, стало адаптивное поведение как форма приспособления к новым социально-экономическим условиям.
Активная молодежь имеет возможность не только созидать искусство, но и быть его непосредственной участницей. Именно эта группа людей имеет особое значение, поскольку является самой интенсивной по потреблению, в том числе социокультурных товаров и услуг. Молодой человек приспосабливается к окружающей среде и приспосабливает среду к себе, в этом процессе социально-культурную деятельность можно рассматривать как ряд способов социальной адаптации, поскольку молодой человек сам социализируется, если работает на окружающую среду.
Таким
образом, функции социально-культурной
деятельности можно использовать, как
методы социальной адаптации молодежи
в условиях экономического кризиса: коммуникативную,
информационно-просветительную, культуротворческую,
рекреационно-оздоровительную.1
Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование, декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.
Наиболее
полно развивающее начало
С этой
функцией тесно
Культуротворческая деятельность решает целый ряд социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей подростка, взрослого человека.
Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный, индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению, во многих случаях направлена на социально-культурную реабилитацию.
Период
экономического кризиса –
В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы. Процессы социализации, перестав быть традиционными, но так и не став по своей специфики инновационными, чаще всего носят непредсказуемый, стихийный и малоуправляемый характер. Принципиальным затруднением для эффективности деятельности институтов социализации молодёжи является отсутствие четко очерченного образа будущего и ближайших перспектив развития общества как целостного социального организма; отсутствие единой структуры. Следствием этого затруднения является недоверие молодёжи к существующим институтам социализации и ценностной системе общества, рост влияния на молодёжь десоциализирующих факторов в условиях снижения социальных гарантий, неизбежный конфликт инновационного потенциала молодёжи с его институционными формами.
Трансформация системы жизненных ценностей современной молодежи в условиях риска и неопределенности прослеживается как на федеральном, так и на региональном уровне страны.
По результатам исследования, проведённого среди студентов-журналистов 3-5 курсов Ставропольского государственного университета, выявлено, что важнейшими ценностями студентов третьего курса являются: «работа и карьерный рост» (85 %), «здоровье» (80 %), «любовь и семья» (75 %), «наличие друзей» (70 %), «образование» (60 %). У студентов четвертого курса немного другие показатели: «любовь и семья» (90 %), «здоровье» (80 %), «работа и карьерный рост» (80 %), «образование» (75 %), «наличие друзей» (70 %). Студенты-выпускники выделили для себя следующую иерархию ценностей: «здоровье» (90 %), «любовь и семья» (85 %), «образование» (80 %), «работа и карьерный рост» (75 %), «наличие друзей» (70 %). Стоит отметить, что «патриотизм» и «любовь к Родине» в качестве жизненной ценности на третьем курсе отметили 12 % студентов, на четвертом - 16 %, и на пятом - 20 %.
Среди стрессогенных факторов респонденты отметили: «отсутствие необходимых ресурсов - собственных, внутренних и финансовых» (65 %), «неуверенность в собственных силах» (60 %), «отсутствие стабильности - как в мире, так и в стране» (60 %), «неопределенность ситуации» (65 %).
Такие понятия, как «правовая незащищённость», «престижное положение», «развлечения» - оказались на периферии жизненных ценностей студентов.
Ориентация современной студенческой молодёжи на материальное благополучие, являясь достаточно сильным, всё же уступает духовным ценностям, таким как «благополучие во взаимоотношениях с близкими» и «получение образования». С другой стороны, материальное благополучие может пока недооцениваться по причине того, что большинство студентов живут на средства родителей, у них отсутствует собственная семья, которую необходимо содержать.
Значительное количество респондентов испытывало сложности при определении своих жизненных ценностей. Поэтому наиболее популярным был ответ: «Я не задумывался (-лась) над этим вопросом».
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения. Возможно, выявленная динамика в жизненных ценностях современного студенчества при благоприятных условиях может способствовать гармонизации образа будущего общества.
Сегодняшнее
положение на мировых
Социально-культурная деятельность позволяет адаптировать к условиям кризиса не только саму молодежь, но и те слои населения, на которые может быть направлена деятельность молодых людей. Функции социально-культурной деятельности можно использовать, как методы социальной адаптации молодежи в условиях экономического кризиса: коммуникативную, информационно-просветительную, культуротворческую, рекреационно-оздоровительную. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения.
Заключение
Экономический кризис – цикличное явление в мировой экономике, характерными чертами которого является спад производства, сокращение числа сотрудников, поэтому, неотделимым спутником кризиса является массовая безработица. Молодежь – категория населения, наиболее остро подверженная безработице в силу своих возрастных, социальных и психологичеких особенностей. Темп молодежной безработицы неизбежно возрастает в период экономического кризиса. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. Поэтому, наряду с безработицей у молодежи существует ряд других проблем разнопланового характера.
Все проблемы молодежи, более-менее решаемые в стабильное время, резко обостряются в период экономического спада. Именно поэтому, молодежь, как основная группа риска в период экономического кризиса остро нуждается в социальной адаптации в данный сложный для нее период. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.
Социально-культурная деятельность позволяет адаптировать к условиям кризиса не только саму молодежь, но и те слои населения, на которые может быть направлена деятельность молодых людей. Функции социально-культурной деятельности можно использовать, как методы социальной адаптации молодежи в условиях экономического кризиса: коммуникативную, информационно-просветительную, культуротворческую, рекреационно-оздоровительную. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения.
Находясь в условиях социального риска, роль духовного начала приобретает актуальное звучание в молодежной среде. Оказавшись в ситуации неопределенности, молодой человек постоянно анализирует прошлое, прогнозирует будущее. В сложной ситуации выбора жизненного пути, обращаясь за помощью к близким (родителям, друзьям), происходит укрепление духовных связей, возрастает ценность таких понятий, как «семья», «дружба». Таким образом, в период экономического кризиса социальная адаптация молодежи посредством функций социально-культурной деятельности имеет огромное значение для молодежи, для общества в целом. Адаптируя молодежь к изменяющимся и ужесточающимся экономическим условиям, развивая в ней духовно-нравственные качества, социально-культурная деятельность играет большую роль в социальной жизни молодежи.
Список использованной литературы
Приложение
Рост уровня безработицы среди молодежи (от 15 до 24 лет) в России и странах ОЭСР
СТРАНА |
2007* |
2012 |
США |
11,7 |
16,4 |
Словения |
11,5 |
16,5 |
Новая Зеландия |
9,4 |
16,7 |
Чехия |
9,6 |
19 |
Франция |
18,3 |
21,8 |
Великобритания |
13,6 |
21,9 |
Швеция |
19,3 |
22,8 |
Эстония |
7,3 |
24,9 |
Польша |
18,5 |
26,7 |
Венгрия |
19,9 |
28,4 |
Ирландия |
9,4 |
30,3 |
Словакия |
19,4 |
33,9 |
Италия |
21,3 |
35,9 |
Португалия |
19,7 |
36,1 |
Испания |
19,7 |
51,1 |
Греция |
21,6 |
51,2 |
Россия** |
5,8 |
6,4 |
* Уровень безработицы среди молодежи от 15 до 24 лет в декабре 2007 года и марте 2012 года
** Данные по России
с учетом экономически
Источник: ОЭСР, Росстат
1 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
2 Бернар И. и Колли Ж. – К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1997. Т. 1. С. 398.
3 Волгин Н.А. – М.: Изд-во РАГС, 2005. -544 с. Стр. 128.
4 Сергеев М. Работать трудно молодым. Нынешняя безработица принципиально отличается от докризисной.// Независимая газета.-2012-05-21
5 Сергеев М. Работать трудно молодым. Нынешняя безработица принципиально отличается от докризисной.// Независимая газета.-2012-05-21
6 Основы работы с молодежью [Текст]: учеб. пособие /под ред Т.Э. Петровой. – М.:Апльфа-М, 2012.стр 16
7 Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. Ю.А.Зубок, 2003
Информация о работе Социальная адаптация молодежи в условиях кризиса