Социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:18, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация материала по данному вопросу, а так же попытка проведения сравнительного анализа стратификационной структуры общества в советский и постсоветский период.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.защита.docx

— 33.73 Кб (Скачать файл)

Введение

 

  История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия. Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.

  Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

  Из геологии в социологию было привнесено понятие стратификации. В геологии страты - это слои земной коры, расположенные один над другим. Взгляд на общество как на слоеный пирог требует введения и в этом случае понятия стратификации. Социальная стратификация - это иерархически упорядоченное социальное неравенство. О ней мы можем говорить лишь в тех случаях, когда социальные группы по той или иной оси (власть, престиж, доход и т.п.) расположены в порядке их ранжирования.

  Социальное неравенство является атрибутом любого общества. Вопрос о причинах социальной стратификации - это вопрос о причинах неравного распределения власти в любом социальном пространстве.

   В самом общем виде, причина неравного распределения власти в любом обществе состоит в технологии любой совместной деятельности: ее условием является наличие координации, а координация невозможна без концентрации в координирующем центре определенной власти над людскими и материальными ресурсами. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о разных видах власти, возникающих в разных плоскостях социального пространства.

  За последние десятилетия социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Последствия экономических и социальных реформ мы можем наблюдать практически повсеместно: увеличилось количество необеспеченных слоев населения, рост криминальной активности, рост безработицы и т.п.

  Актуальность темы работы не вызывает сомнений, вопросы социльно-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов.

  Целью работы является систематизация материала по данному вопросу, а так же попытка проведения сравнительного анализа стратификационной структуры общества в советский и постсоветский период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, сущность классового и стратификационного подходов к социальной структуре общества.

  Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и т. д. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии.           Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам:

-по цвету кожи –  расизм;

-по полу – сексизм;

-по этнической принадлежности – этнона-ционализм,

-по возрасту – эйджеизм.

  Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» – «слой», «facere» – «делать»). Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж. Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж.

  В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично – с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее – у основания. Основы теории стратификации были заложены М. Вебе-ром, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др.

  Социальная стратификация выполняет двойную функцию:

Выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет.

  Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

  В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации:

1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;

2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга;

3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации.

  Социальная стратификация – центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами – основное свойство стратификации.

  Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.;

2) признаки, связанные с исполнением роли, т. е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д.

  Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей.

  По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства выступают четыре группы факторов:

1) права и привилегии;

2) обязанности и ответственность;

3) социальное богатство и нужда;

4) власть и влияние.

  Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

2.Социальная систем и социальные образования: понятие, черты,критерии.

Социальная  система - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.

   Функционирование социальной системы во внешней среде опирается на определенную упорядоченность ее элементов, отношений и связей. Структурно и функционально различные аспекты упорядоченности образуют основу для выделения в социальных системах ее подсистем. Как упорядоченное целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, социальная система в своем взаимодействии со средой демонстрирует определенное поведение, которое может быть реактивным (определяться воздействием среды) или активным (определяться собственными целями, предполагающими преобразование среды и подчинение ее своим потребностям).

  Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них процессов социального управления , которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы, а специфические черты управления приводят к выделению классов многоуровневых, многоцелевых, самоорганизующихся и других систем.

  Видами социальной структуры являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображения; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные социальные роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирующая характер повторения систем; случайная структура, состоящая из элементов, включенных в ее функционирование, имеющихся в данный момент в наличии. Первые два вида социальной структуры связаны с концепцией культурной структуры, а два других – с концепцией социетальной структуры. Нормативная и организационная структуры рассматриваются как единое целое, а элементы, включенные в их функционирование, - как стратегические. Идеальная и случайная структуры и их элементы, будучи включенными в функционирование социальной структуры как единого целого, могут вызвать и позитивные, и негативные отклонения в ее поведении. Это, в свою очередь, имеет следствием рассогласование во взаимодействии различных структур, выступающих в качестве элементов более общей социальной системы, дисфункциональные расстройства этой системы.

  Идущий в настоящее время во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает, естественно, и систему высшего образования. Основой интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является международное сотрудничество с учебными заведениями Европы и США, реализация различных современных проектов.

В России к настоящему времени, в связи со значительными реформами  в политической и экономической  сферах, вызвавшими необходимость развития системы государственной поддержки  населения; расширением и углублением  проблемного поля социальной работы, выделился новый компонент общего и профессионального образования - социальное образование, содержание которого предполагает профессиональную социализацию, то есть подготовку субъектов  социальной работы. Такой вид деятельности невозможен без контакта между ее исполнителями, вот почему Международная Федерация социальных работников (IFSW) ставит перед ними такие задачи:

- способствовать развитию  социальной работы как профессии  посредством сотрудничества с  учетом профессиональных ценностей,  стандартов, этики , прав человека, обучения и условий работы;

- активизировать участие  социальных работников в формировании  и реализации социальной политики  государств;

- расширять и углублять  образовательные программы по  специальности «Социальная работа»;  повсеместно внедрять ее ценности  и профессиональные стандарты;

- способствовать сотрудничеству  социальных работников всех стран;

- устанавливать и поддерживать  отношения с международными организациями,  занимающимися вопросами социального  развития и благосостояния;

- совершенствовать систему  социального образования

Данные задачи значительно  повышают ответственность за подготовку кадров для социальной сферы, а современные  проблемы населения (бедность, безработица, голод, расовая и национальная дискриминация  и др.), актуализируют международное партнерство, вызывают необходимость ускорения процесса интеграции системы непрерывного социального образования различных стран (в том числе и России) в мировое образовательное пространство.

  Формирование социального компонента единого мирового образовательного пространства предполагает, кроме гармонизации образовательных стандартов и научных подходов к учебной и исследовательской деятельности, разработку общих требований к специализациям социальных работников; содержания и объема производственной практики; развитие системы дистанционного образования; внедрение в учебный процесс передовых технологий. Сюда же относятся программы стажировки преподавателей, практики студентов; планы проведения международных научно-практических конференций, обучающих семинаров и публикация совместных научных трудов.

 Первое направление включает в себя обмен передовыми, инновационными технологиями обучения и воспитания; совместную деятельность по подготовке и переподготовке и повышению квалификации кадров, предусматривающую стажировку преподавателей и аспирантов, производственную практику студентов; подготовку специалистов по заявкам зарубежных стран; согласование номенклатуры специальностей, учебных планов, программ и содержания обучения.

  Ко второму направлению относится совершенствование системы научной информации, развитие ее международной подсистемы; осуществление исследовательской работы. На основе международной кооперации - через создание временных научных коллективов - обновляется процесс защиты диссертаций, предусматривающий унификацию требований к научным работам, участие в защитах иностранных граждан.

К наиболее распространенным формам и видам международного сотрудничества относятся: обучение в зарубежных вузах; гармонизация процесса обучения; приглашение  на работу педагогов из других стран; разработка и осуществление совместных проектов обучающихся и исследовательских программ; проведение международных семинаров, научно-практических конференций; создание, международной информационной коммуникационной сети в области высшего образования; международное признание дипломов и ученых степеней; сотрудничество с общественными организациями и фондами других стран в области высшего образования и науки.

Информация о работе Социальная защита