Социальная защита детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и уточнить основные особенности работы социального педагога по социальной защите детей в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• охарактеризовать функции социального педагога;
• изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Функции социального педагога, их характеристика Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Понятие социальной защиты детства 8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА
2.1 Особенности организации работы социального педагога в учреждении образования 16
2.2 Специфика социальной защиты детей-инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Вложенные файлы: 1 файл

1060_КР_Социальная защита детства, как функция социального педагога (норма) (1).docx

— 91.61 Кб (Скачать файл)

Гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — установленные государством меры социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на защиту их прав и законных интересов и служащие обеспечению условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Таким образом, социальная защита детства — система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.

 

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы:

  • в профессиональной деятельности социального педагога выделяют функции: аналитико-диагностическую; прогностическую; организационно-коммуникативную, социально-педагогической поддержки и помощи, коррекционную; координационно-организаторскую, охранно-защитную; психотерапевтическую, реабилитационную, социально-профилактическую.
  • социальная защита детей представляет собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
  • социальная защита детства — система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.

 

 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА

 

2.1 Особенности организации работы социального педагога в учреждении образования

 

 

Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию и развитию детей в сфере ближайшего окружения: коллективе, семье, по месту жительства, в детский и молодёжных объединениях. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь педагогам при организации взаимодействия с детьми и их родителями. Значительное место в практике работы педагога социального занимает социальное посредничество — содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий в качестве представителя детей.

Педагог социальный помогает детям ориентироваться в окружающем мире, оказывает содействие тому, чтобы каждый из них при необходимости пересмотрел свои жизненные ценности, поверил в себя, был способен принять и освоить позитивные нормы организации своей жизнедеятельности.

К педагогу социальному могут обратиться за помощью дети, педагоги, родители в трудные минуты своей жизни, получить поддержку словом и делом.

Деятельность педагога социального организуется с учётом требований современности, особенностей учреждения образования, контингента детей, социального статуса их семей и уровня культуры, запросов педагогов, родителей, детей.

В настоящее время основными направлениями деятельности педагога социального являются [23; 38]:

1. Диагностика (исследование, изучение) условий жизни и социализации детей в семье, учреждении образования, по месту жительства.

2. Профилактика и просвещение, которые предполагают как проведение мероприятий по устранению и предупреждению причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в поведении детей, формирование установок на здоровый образ жизни; оказание помощи в различных видах социально-значимой деятельности, организации свободного времени детей, так и просвещение родителей, педагогов по их запросу, результатам диагностики.

3. Методическая  работа:

- изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы;

- разработка методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения, социализации детей, проблемам семьи, защиты детства;

- накопление методических материалов;

- участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях;

- участие в организации и проведении семинаров-практикумов, конференций и т.д.

4. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних:

- защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних учащихся из их числа;

- оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, детям-инвалидам, пострадавшим при аварии на ЧАЭС; учащимся из неполных, многодетных, малообеспеченных семей;

- представление интересов несовершеннолетних при взаимодействии с органами охраны правопорядка, в суде.

Для полноценной организации своей деятельности социальный педагог взаимодействует с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних; органами опеки и попечительства; правоохранительными и правозащитными органами; центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; социально-педагогическими центрами и другими социальными институтами при необходимости.

Кроме того, социальный педагог:

• ежегодно на основе изучения социума учреждения образования составляет социально-педагогическую характеристику;

• осуществляет комплекс мероприятий по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 5);

• ведёт учёт различных категорий детей, семей;

• проводит социально-педагогическое консультирование по запросу;

• посредством диагностики выявляет проблемное поле детей, родителей, педагогов;

• проводит работу с детьми в учебном коллективе;

• содействует созданию педагогически ориентированной среды;

• обеспечивает социально-педагогическую поддержку семьи в развитии личности ребенка;

• принимает участие в организации социально значимой деятельности детей, содействует развитию их творческого потенциала, самодеятельности;

• ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.

Работа строится на основе диагностики, анализа данных социально-педагогической характеристики с учетом специфики учреждения образования, контингента детей, родителей, педагогов, что позволяет своевременно реагировать на возникающие проблемы.

В основу деятельности социального педагога положены международные нормативные документы, а также нормативно–правовые документы Республики Беларусь, Министерства образования.

- Конституция Республики Беларусь.

- Гражданский кодекс Республики Беларусь.

- Жилищный кодекс Республики Беларусь.

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

- Уголовный кодекс Республики Беларусь.

- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

- Закон Республики Беларусь «Об образовании».

- Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь».

- Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь».

- Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

- Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

- Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 г. №73-3.

- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. № 42/143 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения расходов на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью».

- Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 г. №30).

- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства».

- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

План работы социального педагога по социальной защите прав и законных интересов детей может включать следующие мероприятия:

* Заполнение личных карт на прибывших детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей; сбор информации о родителях, опекунах.

* Реализация Декрета Президента РБ №18:

- осуществление замены взыскателя на вновь прибывших детей-сирот;

- составление отчетов;

- информирование судебных исполнителей о возмещении расходов обязанными лицами;

- обращения в суды с исками о возмещении средств, о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от возмещения расходов и др.;

* Постановка детей-сирот на государственное обеспечение.

* Закрепление общественных воспитателей за детьми-сиротами и состоящими на учете в ИДН, КДН, ВЛК.

* Защита прав и интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

* Осуществление патроната за учащимися с ОПФР.

Примерный план по защите прав и законных интересов ребенка:

1. Составление характеристики социально опасного положения несовершеннолетнего (например, родители безответственно относятся к выполнению своих обязанностей; злоупотребляет спиртными напитками, при этом в квартире антисанитария. Семья испытывает финансовые трудности, из-за чего отношения между взрослыми характеризуются как напряженные, иногда конфликтные,  по отношению к сыну – попустительские, что приводит к тому, что большую часть свободного времени мальчик предоставлен самому себе, подвергаясь негативному влиянию асоциального окружения. На контакт со школой не идут).

2. Составление  плана мероприятий:

 

Вид помощи

Мероприятия

Социальная

Обращение в ЦЗН, поссовет за оказанием помощи в трудоустройстве матери.

Социальный патронаж, рейды “Семья” совместно с ИДН, КССШ, общественной КДН при поссовете для постоянного контроля изменнений в семейном микроклимате; при необходимости – устранение негативных влияний.

Приглашение на заседания СП, общественной КДН при поссовете.

Материальная

Включение мальчика в список учащихся, освобожденных от уплаты за учебники.

Ходатайство о предоставлении бесплатного питания.

Обращение в ТЦСОН о предоставлении материальной помощи

Педагогическая

Привлечение семьи к участию в родительских собраниях.

Информационно-консультативная помощьсемье в вопросах воспитания, образования и развития их ребенка.

Психолого-педагогический всеобуч родителей по предупреждению, сглаживанию последствий неправильного воспитания, неблагополучия семьи

Вовление ребенка во внешкольную деятельность.

Психологическая

Диагностика внутрисемейных отношений.

Беседы с родителями: “Наказание и поощрение  в семье”, “Эмоциональная нестабильность в семье”.

Индививидуальная работа с ребенком по оказанию ему психологической поддержки в  трудностях, возникающих в процессе социализации личности

Правовая

 

 

 

Профилактика семейного неблагополучия посредством консультаций по правовым вопросам: “Ответственность родителей за невыполнение обязанностей”, “Права ребенка в системе прав человека”.

Привлечение  к проведению мероприятий, посвященных Недели правовых знаний.

Медицинская

Проведение регулярного медосмотра.

Оздоровление мальчика согласно результатам медосмотра.

Информация о работе Социальная защита детства