Социальная защита детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и уточнить основные особенности работы социального педагога по социальной защите детей в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• охарактеризовать функции социального педагога;
• изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Функции социального педагога, их характеристика Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Понятие социальной защиты детства 8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА
2.1 Особенности организации работы социального педагога в учреждении образования 16
2.2 Специфика социальной защиты детей-инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Вложенные файлы: 1 файл

1060_КР_Социальная защита детства, как функция социального педагога (норма) (1).docx

— 91.61 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Специфика социальной защиты детей-инвалидов

 

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями [14; 22]. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.

Целенаправленная материальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом от 30.10.1992 № 1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (ред. от 09.11.2009, с изм. от 29.12.2009).

Назначение и выплата государственных пособий и надбавок к ним осуществляются по месту работы (службы), учебы (в дневной форме получения образования) матери ребенка, а если мать не работает и не учится, — по месту работы (службы) или учебы отца ребенка, усыновителя (удочерителя), опекуна либо другого лица, имеющего право на государственное пособие в связи с воспитанием ребенка или уходом за ним.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют неработающие и не получающие пенсии мать, отец, опекун, попечитель или другое лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком-инвалидом. Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют также мать или отец, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Назначение и выплата пособия по беременности и родам женщинам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению данных органов, осуществляются органами по труду, занятости и социальной защите.

Таким образом, социальная защита инвалидов — одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, направленной на обеспечение их равенства и полноправное участие в жизни общества. Следует отметить, что одним из составляющих успешного решения проблем детей-инвалидов является правовая информированность и реализация родителями своих прав.

Главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Для этого необходим комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность специалиста и их семей должна быть многоплановой и включать в себя все направления социальной работы (организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми и др.)

Помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники различных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог, который взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми.

Задача социального педагога — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией [22; 37].

Одной из ведущих форм работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является патронаж. Патронаж — это подотчетная профессиональная деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и обществу идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Следующий метод социально-педагогической работы — это метод консультативной помощи. Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям. Консультативная помощь оказывается по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

Следующей социально-педагогической формой работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями являются групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги. В социально-педагогической практике особенно распространены и активно используются социально-психологические и образовательные тренинги. Целью социально-психологических тренингов является снятие эмоционального напряжения, развитие умения преодолевать жизненные трудности, выход из стрессового состояния. В образовательных тренингах с родителями, воспитывающими детей-инвалидов рассматриваются такие темы как "Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании ребенка - инвалида", "Развитие самостоятельности у детей", "Роль игры в воспитании ребенка-инвалида", "За здоровый образ жизни", "Распорядок дня ребенка с особыми нуждами", "Семья и ее роль в воспитании ребенка с нарушением здоровья", "Учимся общению с детьми" и другие.

Еще одним методом социально-педагогической работы с семьей ребенка-инвалида является организация совместных детско-родительских массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми. Задачи мероприятий: коррекция детско-родительских отношений; ликвидация конфликтов между родителями и детьми; сплочение детско-родительских отношений и связей между ними.

Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как беседа, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы являются целостными социально-педагогическими технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.

План работы может включать следующие мероприятия:

  • Пополнение и корректировка банка данных о детях-инвалидах.
  • Проведение индивидуальных консультаций и тестирования детей-инвалидов по вопросам профориентации.
  • Принятие участия в районном празднике к Дню инвалидов РБ.
  • Привлечение детей-инвалидов к участию в школьных мероприятиях.
  • Рейд «Общение» - посещение детей находящихся на домашнем обучении.

Таблица - Схема работы с родителями

Этапы

Задачи и  направления работы с семьей

психолого-педагогическое

психотерапевтическое

Первичный прием (консультирование +диагностика)

- выяснение характера запроса, общее  впечатление о семье

- обучение «родительской  диагностике» (дневник)

- создание ситуации эмпатии и доверия

- предоставление выбора  формы диагностики и коррекции

Информирование и заключение контракта

- описание (оценка) состояния развития  ребенка

- предоставление сведений  о назначении совместных занятий

- позитивные установки

- ознакомление с правилами  совместной работы

- разделение ответственности  за результаты коррекции

Обработка диагностики, проведенной родителями и составление коррекционной программы

- ознакомление родителей с результатами  диагностики и ее критериями

- определение первоочередных  задач коррекционно-развивающей  работы

- нефорсирование развития ребенка

- воспитание терпения

- формирование навыков  саморегуляции и самоконтроля

Индивидуальные беседы с членами семьи или семьей в целом

- уточнение позиции членов семьи

- определение единой «политики  семьи» 

- коррекция детско-родительских  отношений

- формирование политики  семьи

Обучение приемам коррекционной работы

- повышение педагогической компетенции

- формирование позитивного взгляда  на развитие ребенка

Промежуточная диагностика (контроль)

- актуализация имеющихся  у родителей  знаний, предоставление большей  самостоятельности

- заострение внимания на позитивных  изменениях

Работа в родительской группе

- дополнительные педагогические  знания через обмен опытом  и самостоятельный его анализ

- коррекция страхов и тревожности, профилактика депрессивных состояний

Итоговое занятие - отстранение, отчуждение специалиста

- оценка позиции родителя как  компетентного партнера в коррекционно-развивающей  работе

- предоставление самостоятельности  при гарантии помощи


 

Образовательное направление в работе с родителями

Основная цель данного вида работы – повышение педагогической и по возможности психологической компетентности родителей ребенка с психофизическими особенностями. Приступая к совместной с родителями коррекционно-развивающей работе, социальный педагог вправе разделить ответственность за результат работы с родителями ребенка. Однако на первоначальном этапе социальный педагог и родитель находятся в различных «весовых категориях» относительно педагогической компетентности. Для того, чтобы передать знания, специалисту необходимо быть уверенным в готовности и достаточной мотивированности родителя к получению специальной информации.

Информирование родителей об особенностях развития ребенка производится по разработанному алгоритму:

1) родители знакомятся (а также  получают в пользование) с показателями  возрастного развития ребенка  соответствующего;

2) педагог проводит экспресс-диагностику  развития при участии родителей, вносит результаты в таблицу  и проводит обсуждение на основе  сравнения эталонных и индивидуальных  данных;

3) очевидные «пробелы» в диагностической  таблице обсуждаются подробнее, но педагог сосредотачивает внимание  родителей на том, что было  полгода назад и что есть  в активе ребенка, и предлагает  выяснить возможности в развитии  ребенка;

4) родители получают задание  провести дополнительную диагностику  в домашних условиях.

Таким образом, информирование проходит в деловой атмосфере диагностического обследования, и родители получают информацию, иногда болезненную для самолюбия взрослых, в виде рабочего материала. Важным является не фиксация негативных моментов в развитии ребенка, а отметка достижений ребенка, поиск возможностей для развития речи.

В процессе групповых занятий происходит передача необходимых родителям знаний не только в форме лекций и упражнений, но и в непосредственном контакте между родителями, имеющими схожие проблемы. Большинство заданий и упражнений основаны на круговом взаимодействии в группе, что дает возможность почувствовать единство в решении задачи. С другой стороны, участники группы наблюдают реакции друг друга, делятся своими наблюдениями, чувствами, опытом и со временем делают выводы о грамотности своего родительского поведения.

Психотерапевтическое направление в работе с родителями

Понятие психотерапевтическая работа с родителями ребенка имеет следующую направленность: психологическая поддержка и создание атмосферы психологического комфорта для родителей и детей в условиях консультативно-коррекционного занятия, а также оказание возможной психологической помощи родителям или значимым взрослым, нуждающимся в подобного рода помощи.

Информация о работе Социальная защита детства