Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа
Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов, в России еще достаточно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием для них рабочих мест, что негативно сказывается на материальном положении и психологическом состоянии инвалидов.
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств3.
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
– социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
– стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
– срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);
– социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора – государственный и негосударственный.
Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания.
Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности4. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами. Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Таким образом, с целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т.д. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы определяют отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих законов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.
Деятельность по социальному обслуживанию инвалидов осуществляется на основе Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". В данной сфере действует также немало документов подзаконного характера.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для осуществления социального обслуживания формируется государственная система социальных служб, в которую входят как государственные предприятия и учреждения других форм собственности.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для развития социального обслуживания необходима сеть учреждений, которые дифференцируются по характеру предоставляемых услуг на следующие виды:
1. Учреждения для оказания
стационарного социального
2. Учреждения для
3. Учреждения для транспортного обслуживания инвалидов (специализированные таксомоторные парки, аренда транспортных средств).
4. Учреждения для обеспечения
инвалидов предметами первой
необходимости и продуктами
5. Учреждения для бытового
обслуживания инвалидов по
6. Учреждения, предприятия
для обеспечения занятости лиц
с ограниченной
Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 830 от 17.07.96г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания".
В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" сформулированы основные принципы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных их учреждениях либо по договорам, заключенным органами соц.защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 30 календарных дней5.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
1. Социальное обслуживание на дому.
Является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты. Лицам, страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом в неактивной форме, тяжелыми заболеваниями, в том числе и онкологическими, проводится медико-социальное обслуживание на дому, осуществляемое специализированными отделениями муниципальных центров социального обслуживания или при органах здравоохранения. В штаты отделений вводятся медицинские работники.
2. Полустационарное социальное
обслуживание в отделениях
Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социальной защиты населения или при органах здравоохранения.
3. Стационарное социальное обслуживание.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, а также на создание им наиболее адекватных условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий, обеспечение ухода, медицинской помощи, организацию и досуга. Осуществляется в стационарных учреждениях, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением обслуживаемого контингента населения. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения для проживания детей с психическими расстройствами6.
Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать
- информировать возложенные
на нее функции опекунов и
попечителей в отношении
- осуществлять и развивать
просветительную деятельность, организовывать
отдых и культурное
- предоставлять гражданам
возможность пользоваться
- выделять супругам из
числа проживающих граждан