Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа
Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов, в России еще достаточно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием для них рабочих мест, что негативно сказывается на материальном положении и психологическом состоянии инвалидов.
Целью реабилитации лиц с ограниченными возможностями должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. В этой связи особое значение при проведении реабилитационных мероприятий приобретает экспертиза трудоспособности и рационального трудоустройства.
Основной формой обеспечения жизнедеятельности инвалидов трудоспособного возраста является обеспечение их занятости. Гарантией трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями выступает повышение их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ проводят следующие мероприятия:
1. Осуществление льготной
финансово-кредитной политики
2. Установление в организациях
независимо от организационно-
3. Резервирование рабочих
мест по профессиям, наиболее
подходящим для
4.Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
5. Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
6. Создание условий для
предпринимательской
7. Организация обучения инвалидов новым конкурентоспособным профессиям.
Порядок решения этих задач регламентирован Указом Президента РФ № 395 от 25.03.93г. "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов". Обеспечение занятости инвалидов – сложная межведомственная проблема, но ведущая роль в ее решении принадлежит службе занятости, на которую возложены:
- анализ рынка труда инвалидов;
- разработка предложений
по проведению государственной
политики в области
- организация работы по
профессиональному
- сохранение и создание
рабочих мест и
- подготовка предложений
о размере части финансовых
средств Государственного
- определение с другими
заинтересованными
Министерству труда и социального развития населения РФ была вменена в обязанность подготовка и переподготовка инвалидов в подведомственных образовательных учреждениях, а Министерствам здравоохранения, науки и технической политики, Государственным комитетам по вопросам архитектуры и строительства и по промышленной политике предложено разработать требования к специальным рабочим местам для инвалидов. В настоящее время вследствие объединения органов труда, занятости и социальной защиты населения в рамках одного министерства возможна более совершенная система координации действий и управления при решении выше перечисленных задач. Одно из самых важных мероприятий, направленных на обеспечение занятости инвалидов – это квотирование рабочих мест.
Квота для приема на работу лиц с ограниченными возможностями устанавливается всем организациям (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), численность работников которых составляет более 30 человек. Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ. Квота устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3 %).
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу лиц с ограниченными возможностями обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; в случае невыполнения квоты или невозможности выполнения квоты работодатели должны вносить обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Федеральный фонд занятости населения РФ. Полученные средства расходуются целевым назначением для создания рабочих мест для инвалидов на других предприятиях сверх установленной квоты, а также могут перечисляться общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов12.
Организация рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями должна быть адаптирована к дефекту больного. Поэтому работодатель должен не просто выделять в счет квоты имеющиеся на производстве рабочие места, но создавать специализированные рабочие места, т.е. такие, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах обусловленной квоты для приема на работе инвалидов. Финансирование мероприятий по организации специальных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями идет из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание, которые должен финансировать работодатель, причинивший ущерб здоровью инвалида. Специальные рабочие места для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, получивших заболевание или увечье при использовании обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создают за счет средств федерального бюджета.
Инвалиды, как и все лица наемного труда, имеют право на охрану труда, т.е. систему обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Работодатель обязан принимать на работу лиц с ограниченными возможностями с соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, создавая для них в необходимых случаях льготные условия труда. Льготные условия труда могут быть организованы путем установления индивидуального режима труда и отдыха, снижения норм выработки, гибкого рабочего дня, неполного рабочего времени, работы на дому.
Обеспечение занятости инвалидов – сложное государственное мероприятие. Условиями, гарантирующими эффект решения этой социальной проблемы, являются: совершенная нормативная база, регулирующая общественные отношения в вопросах трудового устройства лиц с ограниченными возможностями; экономические рычаги действия квотирования предприятий; наличие научно обоснованных методик организации специализированных предприятий, цехов, рабочих мест, оценки эффективности трудоустройства инвалидов.
В последние годы принципы решения проблем инвалидности и инвалидов значительно изменились. Во главу угла поставлена многопрофильная реабилитация людей с ограниченными возможностями, их активная интеграция в общественную жизнь. Важным звеном реабилитации является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями, поскольку он может по средствам своего труда обрести независимость и стать полноценным членом общества.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, потофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных людей" и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности лиц с ограниченными возможностями. Тенденция ее к росту инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура. В разработке российского национального законодательства, касающегося прав инвалидов как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимают участие общественные организации инвалидов. Общие права инвалидов сформулированы к Декларации ООН "О правах инвалидов". Приняты фундаментальные законодательные акты и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы "О социальной защите инвалидов в РФ" (1995 г.) и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ" (1995 г.). В соответствии с этим законом, социальное обслуживание направлено на удовлетворение потребностей инвалидов в социальных услугах (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям, общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов – все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.
Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации. Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентаций, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсий, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Таким образом, можно констатировать, что задачи нашей курсовой работы решены, цель достигнута.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
3. Постановление Правительства
РФ № 927 от 21.08.94 г. "Об обеспечении
формирования доступной для
4. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. М., 2008 г. – 280 с.
5. Гарань А. Реабилитация инвалидов – внимание общества // Соц. обеспечение № 4, 2009 г. – с.10-16.
6. Гончарова Л. Помощь инвалидам – комплексная // Социальное обеспечение № 12, 2008 г. – с.33-36.
7. Дыськин А.А. Социально-бытовая
и трудовая реабилитация
8. Кавокин С. Реабилитация и занятость инвалидов // Человек и труд. 2004. № 8, с.15-18.
9. Осадчих А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Журнал социальная работа – М., № 1, 2009 г. с.47-51.
10. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред. П.Д.Павленок. – М.: Инфра – М., 1998.- 282 с.
11. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие для студентов.- М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 280 с.
12. Седакова А., Коротков А. Социальная политика и проблемы инвалидности // Социальное обеспечение № 4, 2008.- с.21-23.