Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа : проблемы и пути их решений……………………………………………………………………………….
Законодательство о социальной защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………………….
Причины социального сиротства и формы социального устройства детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………..
Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………………….

ГЛАВА 2 Органы, содействующие защите прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………………………………
Приложение…………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ПСО Яна.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

-лиц, имеющих на момент  установления усыновления судимость  за умышленного преступление  против жизни или здоровья  граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися [18] без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица [19]. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна

Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.

Не назначаются опекунами лица:

-лишенные родительских  прав или ограниченные в родительских  правах,

-отстраненные от выполнения  обязанностей опекунов,

-бывшие усыновители, если  усыновление отменено по их  вине,

-лица, больные хроническим  алкоголизмом или наркоманией,

-лица, которые по состоянию  здоровья не могут выполнять  обязанности опекунов/попечителей, согласно Постановления правительства  РФ № 542 от 01.05.1996

 

3.Права детей  сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно законодательству в стационарных учреждениях социального обслуживания (интернатных учреждениях) необходимо обеспечить условия для обучения, проживания, воспитания, реабилитации и организации досуговой деятельности детей-инвалидов, предоставлять полный перечень гарантированных государством социальных услуг, а также полное государственное обеспечение в отношении детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в отношении данной категории граждан, следует оказывать содействие в получении субсидий различного характера, приобретении жилых помещений, имущества.

Питание и обеспечение мягким инвентарем должно производиться в соответствии с нормами, утвержденными действующим законодательством.

Интернаты обязаны проводить работу по соблюдению прав и защите интересов воспитанников, розыску родителей, которые отказались от своих детей в родильных домах, заключению с ними договоров о содержании и стационарном социальном обслуживании, восстановлению утраченных семейных связей.

В отношении детей с неустановленным социальным статусом осуществляется работа по розыску их родителей через органы ЗАГС и ОВД. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по взысканию алиментов, восстанавливаются права воспитанников на жилье.

Согласно законодательству, информация обо всех детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, должна находиться в банке данных для усыновления. Для оказания услуг в учреждениях должны быть оборудованные физиотерапевтический и стоматологический кабинеты, тренажерные залы для ЛФК, учебные классы, швейные и столярные мастерские, актовый и спортивный залы.

Предусмотрен ежеквартальный профилактический осмотр детей врачами-специалистами: педиатром, психиатром, а также ежегодный углубленный медицинский осмотр детей врачами-специалистами: отоларингологом, хирургом, окулистом, стоматологом, невропатологом, дерматологом, психиатром и гинекологом.

Учреждения должны быть обеспечены необходимыми лекарственными средствами.

Реабилитация воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей осуществляется в соответствии с программами, разработанными для умственно отсталых детей.

Согласно современным методикам, организация реабилитационного процесса подразделяется на 3 этапа: коррекционно-адаптационный; профессиональный образовательный и социализационный. На всех этапах реабилитационного процесса обеспечивается социальное, психолого-педагогическое сопровождение, социокультурная реабилитация каждого воспитанника, проходящего курс реабилитации, должна быть заведена "Индивидуальная динамическая карта реабилитации", в которой отражаются результаты реабилитационных мероприятий.

Необходимо, чтобы учреждения активно взаимодействовали с общественными организациями. В них созданы и работают Попечительские советы, благодаря которым оказывается всесторонняя помощь в укреплении материально технической базы, в обеспечении различным инвентарем, игрушками и прочими необходимыми предметами.

Социальная поддержка детей, находящихся  в социально опасном положении

Профилактика безнадзорности среди детей и подростков проблема безнадзорности детей и подростков, ее предотвращение остается в числе приоритетных задач деятельности органов власти всех уровней, общественности.

Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.

Дети, находящихся под опекой/попечительством имеют следующие права:

-воспитание в семье  опекуна, совместное с ним проживание,

-обеспечение для него  условий содержания, воспитания, образования,

-получение причитающихся  алиментов, пенсий, пособий,

-сохранение за ним  права собственности на жилое  помещение, а при его отсутствии - на получение жилья,

-защита от злоупотребления  опекуна.

Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:

-воспитания ребенка, заботы  о здоровье, физическом, психическом  и духовном развитии ребенка,

-на самостоятельное определении  способов воспитания ребенка,

-на выбор образовательного  учреждения для ребенка,

-опекун не вправе препятствовать  общению ребенка с его кровными  родителями и другими родственниками, если эти отношения не наносят  вред ребенку.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь.

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Органы, содействующие защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения

В целях эффективной реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2009 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав принимались меры, направленные на развитие комплексной системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Одним из приоритетных направлений в деятельности комиссий является работа с неблагополучными семьями, которые состоят у них на учете.

Комиссиями ведется работа с неблагополучными родителями и работа по обновлению межведомственной базы данных на неблагополучные семьи и число детей, воспитывающихся в них.

Анализ работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показывает, что приоритетным направлением их деятельности является улучшение положения детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение их прав и законных интересов, профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних.

В 2009 году управлениями внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер, направленных на выполнение требований Федерального Закона №120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", региональных законов, ведомственных приказов и указаний по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В частности, в ряде регионов проведен ряд оперативно-профилактических операций и комплексных мероприятий: "Подросток-Алкоголь", "Группа", 3 этапа операции "Подросток" "Здоровье", "Месячник права", "Повтор", комплексные мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в вечернее и ночное время. В них принимали участие сотрудники структурных подразделений органов внутренних дел, члены комиссий по делам несовершеннолетних, представители органов и учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения, иных общественных организаций и учреждений. В ходе мероприятий сотрудниками органов внутренних дел проверялись дискотеки, клубы, бары, игорные заведения, иные места концентрации подростков и молодежи.

Данная работа способствует уменьшению числа общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

Активизирована работа по выявлению и привлечению к уголовной ответственности родителей (законных представителей), не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

Особое внимание уделяется профилактической работе в образовательных учреждениях.

Анализ эффективности принимаемых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних свидетельствует, что, количество таких преступлений имеет тенденцию к снижению.

 Предупреждение преступности  и правонарушений несовершеннолетних

Проблема преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации остается актуальной. Согласно данным МВД России в первом полугодии 2009 года подростками было совершено около 49 тыс. преступлений или 5,4% от общего количества регистрируемых в стране преступлений. В результате усилий всех субъектов, участвующих в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по итогам шести месяцев

2010 года произошло снижение  преступлений допущенных подростками,

На 21%.

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году .

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается каждым субъектом РФ. Так, в Москве, заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера. Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

-скидки в размере 50 % за  квартплату, плату за коммунальные  услуги и телефон;

-выделение земельного  участка с освобождением от  уплаты земельного налога;

-преимущественное право  на получение санаторно-курортных  путевок, в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения;

-предоставление приемным  родителям ежегодных отпусков  повышенной продолжительности - от 42 до 56 дней;

-сохранение непрерывного  стажа за приемными родителями  на весь период действия трудового  договора о передаче ребенка;

-право на получение  беспроцентных ссуд на строительство  жилья, дач, создание собственного предприятия .

Информация о работе Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей