Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:09, контрольная работа
Контрольная работа содержит ответы на такие теоретические вопросы: понятие, компоненты и типы социальной коммуникации
Введение
1. Понятие и компоненты социальной коммуникаци
2. Типы социальной коммуникации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Оглавление
Введение 2
1. Понятие и компоненты социальной коммуникации 3
2. Типы социальной коммуникации. 7
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
В современном мире созданы
предпосылки для развития творческой
инициативы, открыт широкий простор
для выражения различных
Способность общаться во времени
и пространстве чрезвычайно расширилась
в последнее время с
То есть коммуникационный
процесс представляет собой необходимую
предпосылку становления и
Коммуникация (лат. communicatio — способ сообщения, передачи). Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы. Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками. Поэтому существует большое количество определений коммуникаций. Рассмотрим лишь некоторые примеры с позиции социологии. Коммуникация – это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера.1 Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т. п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть. Современный «Большой энциклопедический словарь» указывает два значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку, - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.2 Коммуникация необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. 3
В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.
Основными компонентами социальной коммуникации являются:
1) субъекты коммуникационного
процесса - отправитель и получатель
сообщения (коммуникатор и
2) средства коммуникации
- код, используемый для
3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4) эффект коммуникации - последствия
коммуникации, выраженные в изменении
внутреннего состояния
А.В. Соколов предлагает следующее научное определение социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. 4
Коммуниканты и реципиенты преследуют три цели:
В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три рода социальной коммуникации:
1. Устная коммуникация, использующая,
как правило, одновременно и
в неразрывном единстве
2. Документная коммуникация,
применяющая искусственно
3. Электронная коммуникация,
основанная на космической
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целую систему общества;
2) внутреннюю дифференциацию
общества, составляющих его групп,
общностей, социальных
3) отделение и обособление
общества и различных групп,
общностей друг от друга в
процессе их общения и
Выделяют несколько типов социальной коммуникации:
Рассмотрим каждую группу типов социальной коммуникации в отдельности.
1.1 Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.6 К главным ее функциям относятся информационная, прагматическая, социальная и экспрессивная функции. Помимо того, межличностная коммуникация может приводить к изменению личных установок и мнений всех ее субъектов. Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.
1.2 Специализированная коммуникация осуществляется в различных организациях, фирмах, предприятиях, то есть местах, где собраны люди с общими профессиональными интересами. Для руководителей специализированная коммуникация является одним из основных инструментов управления. В качестве специализированных видов коммуникации Ф.И. Шарков выделяет: а) коммуникации в малых группах, б) коммуникации в организациях, в) офисные и маркетинговые коммуникации. Рассмотрим их по порядку, обращая внимание на существенные черты, особенности и функции этих видов коммуникации.7
а) Коммуникация в малой группе имеет важное значение, поскольку человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия их потенциальных способностей.
Обычно малой группой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и взаимодействующих между собой. Исходя из этого, признаками малой группы являются: контактность, целостность, стабильность состава, устойчивость взаимодействия, наличие внутренней структуры, удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Таким образом, малая группа – это немногочисленная по составу общность людей, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Коммуникация в малой группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы. К числу таких функций относят: формирование согласия, общей картины мира; обеспечение согласованных действий; формирование особой групповой культуры (языка, норм и правил поведения, традиций и ритуалов, системы санкций и т.д.).
б) Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Особенности данного вида коммуникации состоят в следующем:
Знание принципов и правил коммуникации в организациях способствует повышению эффективности управления. Коммуникация является главным инструментом выполнения руководителями функции управления по следующим причинам:
Можно выделить четыре основные функции коммуникации внутри организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение, передача информации.
в) К наиболее значительным специализированным коммуникациям относятся офисные и маркетинговые.
Офисные коммуникации – это коммуникации, осуществляемые в офисе и с помощью офиса. Сегодня существенно изменилось отношение к офису, считавшемуся в советское время второстепенным аспектом управленческой деятельности. Многие руководители стали осознавать, что рациональное оснащение офиса и высокий уровень коммуникативности являются факторами роста производительности труда персонала, способствуют снижению конфликтности и улучшают морально-психологический климат в коллективе. Что такое офис? Под эти термином имеется в виду “место, где совершается служба или деловые операции; личное служебное помещение, в котором может быть обеспечена приватность”.