Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:13, контрольная работа
Любой из членов общества, занимая определенную статусную позицию, должен проявлять определенную активность, вести какую-то деятельность, определяемую соответствующей социальной ролью. Иначе он просто не сумеет сохранить за собою данного статуса, ибо бездействие или неправильная (с точки зрения окружающих людей, связанных с этим статусом) деятельность приведут к его потере. И наоборот, рациональные энергичные и целенаправленные действия могут привести к новым достижениям, а эти новые достижения тем или иным образом — повысить его статус.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и факторы социальной мобильности………………………….4
Виды и типы социальной мобильности…………………………………11
Маргинальность как социальное явление……………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….21
2.ВИДЫ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.
П. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальная мобильность -это перемещение из одной социальной группы в другую, располо женную на одном и том же уровне общественной стратификации. Это может быть смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а гакже переход каких-либо ценностей от одного субъекта (индивида или группы) к другому в пределах той же социальной страты. Таким образом, горизонтальная мобильность может осуществляться в двух формах: индивидуальной и коллективной. В качестве примеров горизонтальной мобильности П. Сорокин приводит территориальную миграцию внутри и между странами, а также усиление перемещения ценностей (материальных и духовных) вследствие распространения газет, телефонной и телеграфной связи, торгового обмена и т.п.; циркуляцию индивидов между религиозными группами или политическими партиями.
Вторым типом социальных перемещений является вертикальная мобильность. Под нею понимается перемещение индивида из одного слоя в другой или каких-либо ценностей (моды, идеологии, танца и др.) за пределы данного класса и распространение их среди других социальных страт. В зависимости от направленности такого перемещения П. Сорокин говорит о двух видах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей циркуляции, т.е. о социальном подъеме и социальном спуске. Каждый из этих видов также может осуществляться в индивидуальной и коллективной формах.
Вертикальная мобильность, считает П. Сорокин, может реализоваться в трех аспектах, соответственно трем основным видам социальной стратификации.
Традиционными каналами социальной вертикальной мобильности являются семья, школа, церковь, армия, политические, экономические, профессиональные организации, которые содействуют своим членам в социальном перемещении в другие, более престижные социальные страты.
П. Сорокин различает социальную мобильность в нормальные периоды развития общества и в экстремальных условиях общественных потрясений и катастроф. Во втором случае упорядоченная мобильность нарушается, старое «социальное сито», отсеивающее индивидов, разрушается, возникает новое «сито», пропускающее вверх по социально-экономической или политической лестнице других индивидов и другие социальные группы (1, с.91-92).
Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.
На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.
От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей (3, с.392).
Виды социальной мобильности:
Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй – к кратковременным процессам.
Виды социальной мобильности выделяют и по другим критериям:
3.МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. margo — край) — термин, выдвинутый Э. Парком (1864—1944) в эссе “Человеческая миграция и маргинальный человек” (1928) для обозначения определенного социально-психологического состояния иммигрантов. Маргинальность, согласно Парку, связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, постоянной боязнью быть отвергнутым, склонностью избегать неопределенных ситуаций, болезненной застенчивостью, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, излишним беспокойством о будущем и т. п. Маргинальность рассматривалась как побочный продукт аккультурации, процесса воздействия друг на друга двух культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта — в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров. Р. Парк и Э. Стоунквист (“Маргинальный человек”, 1937) стали основоположниками психологической традиции в понимании явления маргинальности.
В 40—60-е гг. проблема маргинальности стала рассматриваться шире как конфликт культур. Э. Хьюз отмечал, что маргинальность имеет место там, где происходит социальное изменение и формируются группы, не имеющие определенной социальной идентификации, что сопровождается разочарованием (фрустрацией), расхождением личностных или групповых стремлений. Хьюз выделил т. н. переходные фазы, которые связаны с переходом людей от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой. Маргинальность для него — это идентификация человека с двумя статусами или референтными группами. Т. Шибутани считал, что обязательного соотношения между маргинальным статусом и личностными расстройствами душевного состояния не существует. Часто маргинальные личности формируют свои сообщества и следуют их ценностям. Невротические симптомы развиваются чаще у тех, кто пытается идентифицировать себя с высшей стратой и бунтует, когда их отвергают. Положительный исход маргинальной ситуации для личности — высокая творческая активность. Исследования маргинальности интенсивно развернулись после политических событий мая 1968. Маргинальность связывалась при этом с протестом, добровольным уходом от традиционных ценностей индустриального общества, своеобразными защитными реакциями молодежных субкультур в условиях массовой безработицы. Некоторые социологи приписывают явление маргинальности таким группам, как цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультурные объединения, нищие, преступники и освобожденные уголовники.
Дж. Б. Манчини выделил три концептуальные направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое. Культурная Маргинальность относится к процессам кросскультурных контактов и ассимиляции. Ролевая маргинальность возникает в случае неудачного соотесения себя, своего социального положения с позитивной референтной группой; с выбором такой роли, которая содержит в себе элементы двух ролей и т. д. Структурная маргинальность описывает случаи политического, социального и экономического бессилия лишенных избирательных прав (или поставленных в невыгодное положение) групп внутри общества.
В России, как правило, термин употреблялся с негативным оттенком, поскольку маргинальность отождествлялась с антиобщественными объединениями, с перевернутой системой ценностей. За последние годы семантика термина “маргинальность” в отечественной литературе существенно изменилась, исчезло негатавное отношение к этому понятаю, которое рассматривается как понятие, обозначающее неустойчивость положения личности в контексте социальных изменений (7).
Маргинальность (от лат. marginalis — находящийся на краю) — состояние социальных общностей или личностей, находящихся в силу сложившихся условий на грани двух или более культур, социальных миров и не принадлежащих полностью ни к одному из них. Маргинальный человек — это индивид без определенного социального положения, занимающий одновременно несколько взаимопротиворечащих социальных позиций.
Типичная причина возникновения маргинальности — миграции. Мы уже говорили о большом количестве мигрантов — беженцев — в Россию. Эта массовая маргинализация сопровождается созданием особого образа жизни, стиля поведения, характеризующегося; стремлением приспособиться к новым условиям. Несомненно, к маргиналам относятся и те граждане нашей страны, которые уезжают жить за границу. Вообще иммигранты (иностранцы, прибывшие в другую страну на постоянное жительство) — самые характерные маргиналы. Находясь в новом для себя обществе, они долгое время пребывают фактически вне его, вне глубинных социальных связей и про цессов. Такая ситуация часто выражается в состоянии потерянности, отчаяния, ностальгии, иногда — как реакция на это состояние — в проявлениях претенциозности, цинизма.
Явление маргинальное по своим последствием противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности конкретных общностей, групп, людей, зачастую их депрофессионализация и даже деградация. С другой стороны, в результате маргинализации создаются новые общности и структуры. В истории нашей страны она имела достаточно сложный и противоречивый характер. Связанная с миграционными процессами, маргинализация способствовала решению многих крупных экономических задач. Все «великие стройки» пятилеток (Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Комсомольск, БАМ, КамАЗ, освоение Тюменского Севера и т.д.) были бы невозможны без массовых миграций, как раньше говорили, трудовых ресурсов. Вместе с тем огромные по численности группы населения порывали с привычным, устойчивым образом жизни. Формировались далее коллективы кочевавших по стройкам людей во главе с признанными ими лидерами. Э го была вторая армия, только гражданская.
Маргинализация нашего общества находила отражение в создании целой совокупности сословных групп — «вахтовиков», «лимитчиков», «шабашников», «стройбатовцев», «бомжей», испытывающих на себе как экономическое, так и внеэкономическое принуждение и к тому же порождающих рабочий паразитизм.
Маргинальные группы приобретают устойчивость, стабильность, формируют специфический нравственный кодекс. Компенсируя сложности своего противоречивого, промежуточного положения, маргиналы воспринимают образ той или иной культуры, нации, религии, профессиональной группы. Не имея стабильных собственных ценностей, они часто имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его, поскольку, в сущности, не обладают соответствующим культурным и социальным потенциалом и ментальными навыками.
Характеристика маргинальности, данная выше, акцентировала внимание преимущественно на негативных сторонах этого социального явления в России. Вместе с тем нельзя забывать о его объективности и общемировом характере. В условиях возрастания динамизма жизни и усиления социальной мобильности, что связано прежде всего с открытостью общественных систем, маргинальность должна рассматриваться как естественный процесс, органично вписывающийся в структуры повседневной жизни. В обществах, не знающих уродливых маргинальных структур, создающих нормальные условия для людей, это явление выступает не более чем конкретная форма социальной мобильности (4, с.286).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Но для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов – единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.
В результате изучения процесса
мобильности можно сделать