Социальная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение социальной политики в современном мире.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
изучение основных аспектов и функций социальной политики;
анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства;
характеристика уровня жизни населения и его основных показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

Устойчивому развитию отрасли способствует стабильная оплата труда работников. Так, в феврале текущего года среднемесячная зарплата в учреждениях образования составила 583 тыс. руб., в том числе учителей - 691 тыс., профессорско-преподавательского состава - 1239 тыс. руб.

Дальнейший путь развития общеобразовательной школы связан с необходимостью заботы о состоянии здоровья школьников; с повышением качества образования; пересмотром учебных планов и программ, упрощением учебников с целью недопущения излишней перегрузки учащихся; сохранением профильных классов на старшей школьной ступени; с разработкой четких целей и требований к программе развития каждого общеобразовательного учреждения.

Особое внимание следует уделить сельской школе: организации в ней дифференцированного обучения, повышению его качества и конкурентоспособности, созданию условий для получения сельскими учащимися образования, равноценного уровню городского.

Главной целью развития системы здравоохранения является обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.

Система здравоохранения в январе-марте 2008 г. демонстрировала устойчивую положительную динамику основных показателей деятельности организаций здравоохранения. Сохранилась тенденция к снижению материнской смертности (с 18 случаев в 2007 г. до 3,5 в 2008 г. на 100 тыс. живорожденных). Рост числа родившихся отмечается во всех областях республики. Показатель младенческой смертности за 2 месяца 2008 г. составил 4,2% на 1000 новорожденных (2007 г. - 5,7%) и является одним из самых низких уровней среди стран СНГ.

Вместе с тем ряд проблемных, требующих решения вопросов связан с медико-демографической ситуацией, а также финансированием отрасли. Согласно рекомендациям ВОЗ, финансирование отрасли на уровне менее 5% ВВП чревато негативными последствиями для охраны здоровья населения. По данным Министерства статистики и анализа, объем аккумулированных в бюджетной системе республики финансовых расходов на здравоохранение в январе-феврале 2008 г. в консолидируемом бюджете составил 660,1 млрд руб., или 4,1 % ВВП (за аналогичный период 2007 г. он также составил 4.1% ВВП), в том числе за счетреспубликанс кого бюджета -- 104,4 млрд (0,6% к ВВП), местного бюджета - 555,7 млрд руб. (3,5% ВВП).

Продолжалась работа по совершенствованию оплаты труда работников здравоохранения. Среднемесячная заработная плата в феврале 2008 г. в организациях здравоохранения составила 610,4 тыс. руб. (284 долл. США), что на 10,7% больше, чем в феврале 2007 г., в том числе врачей - 1046 тыс. руб., среднего медицинского персонала - 599 тыс. руб., младшего медицинского персонала -372 тыс.. руб. Однако она не достигла среднереспубликанского и среднего по промышленности уровня оплаты труда и составила 69,3 и 80,1% соответственно.

В январе-феврале 2008 г. к уровню аналогичного периода 2007 г. темп роста объема платных медицинских услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в сопоставимых ценах составил 126,4%. Темп роста экспорта услуг - 123.1%. импорта - 62,5%. На 10,7% возросли тарифы на платные медицинские услуги, что послужило одной из причин низкого уровня их потребления. Изменился и стал равным 108,3% индекс цен на медикаменты.

Основной задачей в области здравоохранения на данном этапе является улучшение состояния здоровья населения, для чего необходимо: активизировать работы по проведению целевой диспансеризации населения; увеличить виды и объемы высокотехнологичной медицинской помощи: укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений; повысить эффективность использования финансовых и материальных ресурсов.

Современная Беларусь занимает достойное место в мировом спортивном сообществе. В республике культивируется 132 вида спорта. Страна с 10-миллионным населением в период суверенитета постоянно входит в состав двадцати сильнейших среди более 200 спортивных держав мира, принимающих участие в Олимпийских играх.

В 2008 году белорусскими спортсменами на Олимпийских играх, чемпионатах, первенствах, в розыгрышах кубков мира и Европы завоевана 401 медаль, в том числе 107 золотых.

Наша страна вырастила 68 олимпийских чемпионов. Спортивные подвиги трехкратного победителя Олимпийских игр Александра Медведя, четырехкратных обладателей олимпийского золота Ольги Корбут и Елены Беловой, пятикратной олимпийской чемпионки Нелли Ким, шестикратного олимпийского чемпиона Виталия Щербы, олимпийской чемпионки Афин в беге на 100 метров Юлии Нестеренко, чемпионки Пекинской олимпиады Оксаны Меньковой и многих других прославленных белорусских спортсменов золотыми буквами вписаны в олимпийскую историю.

Сегодня в республике создаются необходимые условия для развития спорта высших достижений и новых олимпийских побед. Международным стандартам соответствуют главные базы подготовки национальных команд по зимним и летним видам спорта - ”Раубичи“ и ”Стайки“. За последние годы в республике значительно укреплена материально-техническая база физической культуры и спорта.

Только в 2008 году введены в строй такие крупные спортивные сооружения, как многофункциональный комплекс ”Бобруйск-Арена“, спортивный комплекс Полесского государственного университета, ледовые дворцы в городах Солигорске и Березе, тренировочная хоккейная арена Республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта ”Раубичи“, крытый каток возле Дворца спорта в г.Минске, спортивный комплекс в г.Смолевичи, стадион и спортивный комплекс с плавательным бассейном и игровым залом в г.Орше, велодром многопрофильного культурно-спортивного комплекса ”Минск-Арена“ и другие.

С каждым годом возрастает количество крупных международных спортивных мероприятий, проводимых в нашей стране, что способствует укреплению авторитета Беларуси в мировом спортивном сообществе.

В календарь международных спортивных организаций в 2008 году были включены и проведены на высоком организационном уровне 58 спортивных соревнований, среди которых финал кубка мира по стендовой стрельбе, чемпионат мира по танцам на инвалидных колясках, чемпионаты Европы среди юниоров по прыжкам в воду, самбо и другие.

Все это свидетельствует о признании Беларуси на международном уровне не только как спортивной страны, но и как государства со стабильным социально-экономическим положением.

В 2008 году проведено 504 республиканских и обеспечено участие белорусских спортсменов в 929 международных спортивных мероприятиях.

На первенствах мира и Европы среди юниоров в 2008 году завоевано 195 медали, что подтвердило конкурентоспособность белорусского детско-юношеского спорта. В неофициальном командном зачете (сумма медалей по категориям юниоров) в летних видах спорта, включенных в программу Олимпийских игр, Республика Беларусь заняла 18-е место в мире.

В жилищном строительстве в соответствии с утвержденными параметрами прогноза социально - экономического развития республики на 2008 год задание по вводу в эксплуатацию жилья установлено в объеме 5200 тыс. квадратных метров общей площади, что почти на 11% больше, чем в предыдущем году. Примерно третью часть предусмотренного объема, или 1584,5 тыс. квадратных метров, намечается построить в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях.

В I полугодии 2008 г. на строительство жилых домов использовано 2,9 трлн. рублей инвестиций, что составило 20,3% к их общему объему и 122,3% к уровню I полугодия 2007 г., построено 30,9 тыс. новых квартир общей площадью 2722,6 тыс. квадратных метров, что на 15,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост ввода общей площади жилья обеспечен, главным образом, за счет средств населения (1324,2 тыс. квадратных метров, или 48,6% от общего ввода жилья) и льготных кредитов банков (соответственно 1021,4 тыс. квадратных метров и 37,5%).

В январе 2014 г. на строительство жилья использовано 1,9 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 21,2% к общему объему инвестиций и 110,5% к уровню января 2013 г. Организациями всех форм собственности построено 5,6 тыс. новых квартир (в январе 2013 г. – 4,9 тыс.). Введено в эксплуатацию 448,5 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 9% к предусмотренному заданию на год и 110,1% к уровню января 2013 г.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 205,4 тыс. квадратных метров общей площади, или 45,8% от общего объема введенного жилья.

Из общего объема введенного жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построено: с использованием государственной поддержки – 166,5 тыс. квадратных метров, в многоквартирных жилых домах в городах – 151,3 тыс. квадратных метров

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 84,3 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 18,8% от общего ввода по республике (в январе 2013 г. – 23,8%).

Как видно, сегодня государство делает все возможное для качественного улучшения жизни своих граждан, стабильности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ

 

2.1 Уровень  и качество жизни населения

 

 

Под уровнем жизни понимается уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления.

Существует верхний уровень потребностей, который исторически подвижен, поскольку зависит от знаний, уровня культуры и так или иначе обусловлен развитием производства, науки и техники.

Одновременно существует низший уровень необходимых потребностей, в качестве которого может быть задан минимум средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

Набор потребительских товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называется потребительским бюджетом.

В зависимости от состава потребностей и нормативов потребления различают оптимальный, рациональный и минимальный потребительские бюджеты.

Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимостная величина расходов на приобретение благ, структура и уровень потребления которых необходимы для полного воспроизводства неквалифицированной рабочей силы.

Рациональный потребительский бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

Оптимальный потребительский бюджет предполагает такой состав благ и такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

Потребительские бюджеты рассчитываются в среднем на семью или на душу населения. Кроме того, минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для пенсионера и пенсионерки, студента и студентки, мужчины в трудоспособном возрасте, женщины в трудоспособном возрасте, а также мальчиков и девочек в разных возрастных группах.

Натурально-вещественная структура потребительских бюджетов формируется на основе системы потребительских корзин.

Потребительская корзина - это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека.

Потребительская корзина минимального потребительского бюджета в Республике Беларусь содержит следующее:

    1. питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;
    2. одежду, белье, обувь;
    3. лекарства, предметы санитарии и гигиены;
    4. мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
    5. жилье и коммунальные услуги;
    6. культурно-просветительские мероприятия и отдых;
    7. бытовые услуги, транспорт, связь;
    8. содержание детей в дошкольных учреждениях.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.

Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Белоруссия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для Белоруссии имеет сейчас особо важное значение.

Но я думаю, что эффективное и рациональное использование имеющихся у нас возможностей и ресурсов, последовательная реализация необходимых мер позволят обеспечить высокий уровень и качество жизни всех граждан страны.

 

2.2 Доходы  населения. Номинальные и реальные  доходы. Расходы населения

 

 

Доходы населения - средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства.

Информация о работе Социальная политика Беларуси