Социальная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение социальной политики в современном мире.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
изучение основных аспектов и функций социальной политики;
анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства;
характеристика уровня жизни населения и его основных показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

Доходы населения представляют собой сумму натуральных и денежных поступлений.

Денежные доходы весьма разнообразны по форме - заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты (в том числе пенсии, стипендии, пособия), поступления от продажи личного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды.

Натуральные доходы - это в стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией.

Реальные доходы населения - количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход. Таким образом, реальные доходы населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен на товары и услуги и налогами.

В январе-августе 2009 г. объем денежных доходов населения составил 56,5 трлн. рублей и по сравнению с январем-августом 2008 г. увеличился на 17,4 % при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,1 %. В результате реальные денежные доходы увеличились на 2,9 %, реальные располагаемые денежные доходы на 3 %.

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-августе 2009 г. составили 731 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с январем-августом 2008 г. в реальном выражении на 3,1 %.

Повышение реальных денежных доходов населения будет осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

Денежные расходы и сбережения населения в январе-августе 2008 г. составили 75048,6 млрд. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 63395,1 млрд. рублей, на оплату налогов, взносов и других платежей - 13458,0 млрд. рублей , на сбережения - 2834,3 млрд. рублей.

 

2.3 Заработная  плата работников Республики Беларусь

 

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2009 г. составила 977,8 тыс. рублей, в том числе в августе - 1043,5 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2009 г. на 0,8 % или на 8,3 тыс. рублей.

Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в августе 2009 г. по сравнению с августом 2008 г. уменьшилась на 1,3 %, в августе 2009 г. по сравнению с июлем 2008 г. - увеличилась на 1 %.

В бюджетных организация номинальная начисленная средняя заработная плата в августе 2009 г. составила 764,1 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с июлем 2009 г. на 5,9 %, реальная начисленная заработная плата за аналогичный период уменьшилась на 5,7 %.

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в августе 2009 г. составила 1099,4 тыс. рублей, что на 5,4 % выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 2199,6 тыс., черной металлургии - 1578,4 тыс. рублей, химической промышленности - 1580,8 тыс. рублей, что в 2-1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях швейной промышленности средняя заработная плата составила 628 тыс. рублей, текстильной - 721 тыс., лесозаготовительной - 778,6 тыс. рублей, деревообрабатывающей - 846,1 тыс. рублей, или на 43-23 % ниже, чем в среднем по промышленности.

В строительных организациях в августе текущего года средняя заработная плата составила 1470,9 тыс. рублей, или на 41 % выше, чем в среднем по республике.

В организациях транспорта средняя заработная плата в августе 2009 г. сложилась в размере 1208,9 тыс. рублей, в том числе автомобильного - 1052,8 тыс., железнодорожного - 1296,4 тыс., трубопроводного - 1752,9 тыс., авиационного - 15,89 тыс. рублей.

В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в августе 2009 г. составила 843,3 тыс. рублей, что на 19,2 % ниже, чем в среднем по республике.

В учреждениях здравоохранения заработная плата сложилась в размере 794,8 тыс. рублей, в том числе врачей - 1338,7 тыс., среднего медицинского персонала - 765,4 тыс., младшего медицинского персонала - 476,8 тыс.; учреждениях образования - 665,9 тыс., в том числе учителей - 768 тыс., профессорско-преподавательского состава - 1321,6 тыс. рублей; культуры и искусства - 717,8 тыс., в том числе библиотекарей - 534,1 тыс., артистов - 899,1 тыс.;

Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату заработной платы на 1 сентября 2009 г. составила 831,8 млрд. рублей, или 23,5 % от начисленного за месяц фонда заработной платы (на 1 августа 2009 г.- 801,8 млрд. рублей, или 22,9 %, на 1 июля 2009 г. - 827,5 млрд. рублей, или 24,2 %).

Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.

 

 

 

 

2.4 Пенсии

 

 

Важнейшая составная часть социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц - пенсионное обеспечение.

Осуществляется поступательный рост пенсий, сопоставимый с темпами роста оплаты труда занятых в экономике. Рост достигается периодическими перерасчетами как в связи с ростом заработной платы, так и с изменениями бюджета прожиточного минимума.

В январе-марте 2008 г. средний размер назначенных пенсий составил 341,4 тыс. руб.. а в марте - 348.1 тыс., в том числе средний размер пенсии по возрасту.-- 366,3 тыс., минимальная пенсия по возрасту - 202,4, по инвалидности -319.5, по случаю потери кормильца - 216,3. социальная - 132,7 тыс. руб. Ниже гарантированного государством минимума материальной обеспеченности находятся социальные пенсии. Эта проблема требует повышенного внимания, поскольку с увеличением критерия нуждаемости до уровня бюджета прожиточное минимума получатели социальных пенсий практически могут оказаться за чертой бедности. Необходимо также поднимать размеры пособий по уходу за инвалидами первой группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста.

В сентябре 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 392,6 тыс. рублей (114% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 409,7 тыс. рублей, по инвалидности - 363,3 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 247,2 тыс. рублей, социальной пенсии - 185,7 тыс. рублей.

Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2009 г. По сравнению с сентябрем 2008 г. Уменьшился на 9,7 % по сравнению с августом 2009 г. - на 0,3 %.

ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ

 

3.1 Цели  и задачи социально-экономического  развития страны

 

 

Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы определены на основании анализа ее социально-экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств - основных торговых партнеров Беларуси, прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

Главная идея пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз - ”человек - инновации - благосостояние“. Способность адаптироваться к международной конкуренции в современном мире, который быстрыми темпами идет по пути глобализации, становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Для того чтобы выжить в этой жесткой конкурентной борьбе, необходимо создать эффективную, гибкую, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. А это смогут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди, выступающие как генераторы новых идей и главные источники их реализации.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

 

 

Для ее достижения необходимо обеспечить:

    1. рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
    2. работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
    3. благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
    4. опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;
    5. внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
    6. осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
    7. повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
    8. расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
    9. национальную безопасность страны.

Из всего выше сказано можно сделать вывод, что на нынешнем этапе развития нашего государства важнейшими приоритетами социальной политики выступают обеспечение постоянного и устойчивого роста благосостояния граждан, повышение экономической активности населения, создание условий для полной и продуктивной занятости на основе формирования модели, наиболее полно отвечающей принципам социальной справедливости, ответственности и солидарности.

 

3.2 Совершенствование  социальной политики государства

 

 

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

    1. признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
    2. гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
    3. приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
    4. гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий;
    5. недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
    6. поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
    7. борьба с преступностью.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики Республики Беларусь является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем:

    1. общеметодологические подходы к формированию социального государства;
    2. регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
    3. социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Белорусское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента - эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) - будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

    1. приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
    2. солидарности, обусловленной взаимосвязанностью и взаимоответственностью общества и его членов;
    3. оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам - политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости - ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах Белоруссии и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда.

Информация о работе Социальная политика Беларуси