Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, ее теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
• Изучение проблемы бедности и ее особенностей в различных странах, а также регулирования заработной платы как основного источника доходов трудоспособного населения.
• Изучение социальной политики на примере Республики Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ…………………………………………………………………………… 5
2 СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ……. 10
3 КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!.docx

— 108.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

 

В мире нет ни одной страны, в которой  в настоящие время не решались бы определенные вопросы социальной политики. Трудность ситуации состоит  в том, что в социальной сфере  существует разрыв между теорией  и практикой.

Принципы  и механизмы социальной политики начали формироваться в начале ХIX века и получили развитие в XX в. Проблемами распределения доходов занимался в начале XX в. В.Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.

Для определения степени неравенства  в доходах используется кривая М. Лоренца. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают  процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося  на соответствующую часть семей.

Соединение  долей в суммарном доходе для  различного процента семей даст кривую Лоренца (рисунок 2.1), показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % семей - 40 % и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Абсолютное  неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ - это линия абсолютного неравенства. В реальности фактическое распределение  дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении  доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении  доходов.

 

 

Рисунок 2.1 – Кривая Лоренца

 

Если  площадь не заштрихованного участка  графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

 

    (2.1)

 

где G - показатель, измеряющий степень неравенства  в доходах.

Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и  статиста Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как  децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. В России в период с 1991 по 2007 г. децильный коэффициент увеличился с 5,4 до 15.7 в США он равен 6, в Швеции — 3.

В международном лексиконе и терминологии социальных работников во второй половине 80-х годов появилось новое определение  – индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП)- это сводный показатель, отражающий средний уровень достижений той или иной страны по трем важнейшим  аспектам развития человеческого потенциала:

    • долгой и здоровой жизни, измеряемой ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
    • знаниями, измеряемым уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших учебных заведений; 3) достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения.

Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное  – 0.

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в  которой средняя продолжительность  жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной  способности) равен 40 000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в  которой средняя продолжительность  жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной  способности) равен 100 долларам США, в  которой 100% взрослого населения  неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится  Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Концепция развития человеческого потенциала приходит на смену традиционным для  Запада теориям экономического развития. Если модели экономического роста строились  на базе валового национального продукта, то концепция развития человеческого  потенциала вытекает из ориентации на повышение качества жизни человека, расширение его возможностей во всех областях.

Особенность ИРЧП как социального индикатора интегрального назначения состоит  в следующем:

    • он упрощает восприятие чрезвычайно сложных процессов, не искажая и не фальсифицируя их;
    • развитие индекса человеческого потенциала, безусловно, не может дать количественного представления по целому ряду параметров и не затрагивает такие свойства, которые не имеют математического измерения. В их числе – политическая свобода, отношения между поколениями и степень их равенства, экологические условия развития личности, морально-этические характеристики общественных отношений и другие;
    • индекс развития человеческого потенциала нельзя абсолютизировать. Он не предназначен для измерения благосостояния и не является мерилом счастья. Он лишь показывает, в каком направлении осуществляется развитие и насколько далеко ушли страны с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала.

Таким образом, ИРЧП представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для  наблюдения за развитием основных социальных процессов в трёх измерениях: ожидаемая  продолжительность жизни; уровень  образования; реальный ВВП.

Индекс  развития человеческого потенциала колеблется в пределах от нуля до единицы  и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Логика построения индекса  развития человеческого потенциала такова.

Одно  измерение – индекс ожидаемой  продолжительности жизни – означает продолжительность предстоящей  жизни при рождении и устанавливается  в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет.

Второе  измерение – индекс уровня образования - на 2/3 производно от грамотности среди  взрослого населения (от 0% до 100%) и  на 1/3 – от совокупной доли учащихся (тоже от 0% до 100%) среди населения  в возрасте до 24 лет.

Третье  измерение – индекс уровня жизни  – зависит от реального душевного  ВВП и колеблется в пределах от 100 долларов ППС до 40 тысяч долларов ППС (паритет покупательной способности).

Оценку  благосостояния населения можно  провести, пользуясь социальными  критериями и показателями, представленными на рисунке 2.2

В любом случае в центре социальной политики стоит задача преодоления  избыточного неравенства. Конечно, эта задача не может решаться вне  общего контекста социально-экономической  политики, направленной на повышение  эффективности производства и благосостояния общества. Очень многое в этом плане  зависит от коренного изменения  ситуации в депрессивных отраслях и регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и элементы благосостояния

Денежные доходы и потребление

Социальная защита бедных

 

 Денежные доходы населения

 

 Доходы от накопления богатства

 

 потребление

Оплата труда

Доходы от собственности

Доходы от предпринимательской  деятельности

Другие доходы, включая скрытую  оплату труда

Расходы на товары непродовольственные 

Другие расходы 

Доходы от продажи недвижимости на вторичном рынке

Доходы по ценным бумагам

Расходы на питание

дивиденды

Проценты по вкладам

Расходы на услуги

Количественные изменения масштаба бедности и нищеты

Глубина протекания процесса обнищания

Качественные изменения масштаба бедности и нищеты

Денежные доходы бедного населения

Степень бедности

Уровень бедности

Степень нищеты

Уровень нищеты

Порог бедности

Порог нищеты

Масштаб бедности

Масштаб нищеты

 Дефицит дохода

Глубина бедности

Острота бедности

Покупательная способность 

Рисунок 2.2 - Показатели структуры и элементов показателя «благосостояние населения»

 

Социальное  равенство - идеал, на протяжении веков  отражавший извечную тягу людей к  справедливости и вдохновлявший  массовые общественные движения и гуманистические  течения общественной мысли. Историческая политика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального  статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Неоднозначно  и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое  положение на лестнице имущественной  иерархии побуждает людей к повышению  эффективности их деятельности и  социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности  и доходов лишь подрывают экономическое  развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко  доставшееся, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряженность, подрывают политическую стабильность общества. В каждых конкретных условиях важно найти такое сочетание  равенства-неравенства, которое обеспечивает оптимальную меру динамизма и  стабильности общества. В той мере, в какой социальное неравенство  благоприятствует экономическому и  социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда  ослабляет стимулы экономической  деятельности, создает очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

 

 

3 КОНЦЕПЦИИ  РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная  социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением  эффективной социальной политики, критериями которой являются:

реализация  приоритетов социальной политики как  одного из важнейших условий устойчивого  развития общества;

гарантии  прав на свободу человека и на свободную  реализацию трудового и интеллектуального  потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и  своей семье материальное благополучие;

дифференциация  социальной политики в отношении  различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев  населения;

взаимная  солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального  развития;

права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому  наследию предков и на преемственность  поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе  является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни  населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить  социальные обязательства перед  инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными  и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными  направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

    • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
    • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
    • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
    • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
    • повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной  задачей национальной экономики  Республики Беларусь является необходимость  приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам  на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Информация о работе Социальная политика государства