Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, ее теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
• Изучение проблемы бедности и ее особенностей в различных странах, а также регулирования заработной платы как основного источника доходов трудоспособного населения.
• Изучение социальной политики на примере Республики Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ…………………………………………………………………………… 5
2 СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ……. 10
3 КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 24
В
соответствии с социально-экономическим
курсом Главы государства, Национальной
стратегией устойчивого социально-
Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2000 – 2004 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
обеспечение
роста заработной платы до уровня,
адекватного современным
формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
поэтапное
приближение государственных
совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Минимальная
заработная плата является минимальным
социальным стандартом в области
оплаты труда. Дальнейшее ее повышение
в Республике Беларусь следует осуществлять
по мере роста эффективности
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С
увеличением минимальной
Пенсионное
обеспечение – важнейшее
Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:
проведение
организационно-структурных
развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
обязательное
пенсионное страхование для работников,
занятых в неблагоприятных
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В
области организации системы
социального страхования
Основными
задачами в области социальной защиты
населения являются обеспечение
государственной поддержки
В ближайший период в республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на
реализацию
принципа адресности, обеспечить доведение
государственных минимальных
В
комплексе мер по обеспечению
устойчивого развития в республике
должна быть повышена значимость социальной
поддержки ветеранов и
Важнейшим
условием реализации этих мер должна
стать координация различных
видов государственной
К причинам неравенства в распределении доходов, кроме отсутствия условий для получения дохода, относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер.
Для
анализа степени дифференциации
доходов используется несколько
методов. Для определения степени
неравенства в доходах
Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между "социальной справедливостью" и "экономической эффективностью"
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой -- никоим" образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Рыночная
экономика неизбежно связана
с дифференциацией доходов
Массовая
бедность как социальное явление
возникла в обществе, когда обозначилось
явное неравенство в
Бедность в развитых странах, где борьба с нею ведется уже несколько десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых такие программы находятся в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.
Первостепенной
социальной задачей политики государства
на современном этапе является борьба
с бедностью как с наиболее
опасным проявлением деградации
общества, угрозой его социально-
Главным источником доходов населения и важнейшим стимулом трудовой активности является заработная плата. С точки зрения социально-демографической безопасности основными целями совершенствования механизма оплаты труда являются создание основ экономики эффективного спроса, активизация человеческого фактора, повышение благосостояния граждан.
Социальная
защита населения включает систему
мер, защищающих любого гражданина страны
от экономической и социальной деградации
не только в результате безработицы,
но и при потере или резком сокращении
доходов, в случае болезни, рождения
ребенка, производственной травмы, инвалидности,
при наступлении старости и т.д.,
а также учитывается
Важным
вопросом является источник финансирования
социальных программ. В централизованной
хозяйственной системе