Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы- раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты социальной политики государства.
-рассмотреть основные направления социальной политики в России.
-выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики 5
1.2 Основные направления социальной политики 8
1.2.1 Политика государства в формировании доходов 9
1.2.2 Политика занятости 13
1.2.3 Социальная защита граждан 15
1.2.4 Политика развития социальных отраслей 16
2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 19
2.1 Статистика основных социальных показателей 19
2.1.1 Динамика доходов 19
2.1.2 Динамика занятости 21
2.1.3 Показатели жилищных условий населения 23
2.1.4 Демографическая ситуация 24
2.2 Институты социальной политики России 26
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
В январе-ноябре 2011г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших- в 73 субъектах.
В целом, по стране повышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г.- 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.
Естественный прирост населения в январе-ноябре 2009г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008г.- в 21 субъекте).
К основным государственным институтам, осуществляющим социальную политику в России относятся [17] :
- Президент Российской Федерации;
- Государственный совет;
- Государственная Дума;
- Совет Федерации;
- Федеральные органы
исполнительной власти (министерства,
службы, агентства, фонды), осуществляющие
государственную политику в
- Общественная палата Российской Федерации;
- Общественный совет
по жилищной политике при
Кроме того, в России существует большое количество исследовательских организаций, занимающихся вопросами социальной политики; ниже приведены лишь некоторые из них [15]:
- Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);
- Институт социально-
- исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ Уф НЦ РАН);
- Институт социально-
- Институт социологии РАН (ИС РАН);
- Институт сравнительных социальных исследований (ЦЭССИ);
- Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.
Плюс ко всему в обществе постепенно растет роль некоммерческих организаций (НКО), как активных участников социальной политики.
Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике также могут по праву рассматриваться в качестве участников социальной политики на микроуровне.
К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все многообразие и взаимосвязь функций и направлений деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.
Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.
Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б):
- в течение последних
пяти лет абсолютное
- проблема роста безработицы, по сравнению с 2008 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2010 г. против 25% в 2011 г.). Такой результат также вполне объясним – в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);
- проблема бедности в июне 2009 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2008 г. Статистика, приведенная в п. 2.1.1 курсовой работы полностью объясняет данную динамику.
Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:
- резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов (вновь мнение общества подтверждает данные официальной статистики – см. п. 2.1.1);
- недоступность многих
видов медицинского
- кризис морали, культуры, нравственности;
- коррупция, взяточничество;
- рост наркомании;
- рост платности, недоступность образования.
В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [25]:
« <…> Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.
И в этой связи, нам, руководителям социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с представителями финансовых и экономических министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.
Российская Федерация
приняла принципиальное решение
о том, что даже в условиях нынешнего
глобального финансового
В режиме немедленного реагирования
мы приняли специальные меры по снижению
социальной напряженности, в первую
очередь в отношении
Российская Федерация выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании и согласии. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Ситуация с занятостью населения в Российской Федерации находится под контролем. Меры быстрого реагирования в большинстве регионов России работают достаточно эффективно.
В центре внимания региональных властей – занятость населения с низкими денежными доходами, а также безработица среди тех граждан, которые в силу объективных причин не имеют достаточной конкурентоспособности на рынке труда.
Даже в этот непростой период мы намерены продолжить масштабные преобразования в социальной сфере.
Активно развивается и
будет развиваться в
С 1 октября 2008 года вступил в силу, а с 1 января 2009 года государство начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы. Уже сегодня, за пять месяцев работы закона этим правом воспользовались более 1 млн. российских граждан.
Продолжается
Будут проводиться серьезные преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано принять Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения.
Ключевым направлением здравоохранения будет являться формирование здорового образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей.
Прежде всего, это преодоление вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте.
На решение этой задачи
направлены масштабные организационные,
структурные и финансово-
Объем финансового обеспечения
программы государственных
Сейчас особенно важно, чтобы отлаженный механизм социального партнерства не дал сбой. Услышать и понять друг друга, найти компромисс и взаимоприемлемое решение – основная задача в социальном диалоге.
<…> Наша задача
сегодня - минимизировать социальные
последствия, которые
В качестве мнения третьей стороны ниже приводится отрывок из лекции Гонтмахера Е.Г.[1] «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» [13]:
«<…> Вы знаете, что Росстат
регулярно публикует
<…> Но дело не
только в доходах. А в том,
что больше половины нашего
населения отрезано от
<…> В Японии сложилась
такая система, при которой
жизнь человека зависит от
того, в какой детский сад он
попал. И у нас эта
<…> Как можно оценить
этот процесс? Я считаю его
отрицательным. Я не
<…> Мы сейчас обсуждаем проблему среднего класса. По исследованиям, которые делал Независимый институт социальной политики, очень уважаемое учреждение, средний класс не увеличился за семь лет. На него нет спроса. Средний класс – это и нормальные рабочие места, которые предполагают интеллектуальный интенсивный труд. У нас нет спроса на эти рабочие места. Данные показывают, что мы стали зависеть от газа, нефти, древесины даже больше, чем в 99-м году, когда мы начали выходить из кризиса 98-го года.
<…> Я не буду
говорить о таких вещах, как
коррупция, качество
<…> Мы обсуждали,
еще до кризиса, программу-2020 и
споткнулись на одной вещи. Кто
будет строить эту
<…> О вузах. У нас покупают дипломы. А если не покупают, то платят за чисто символическое обучение. Даже, кстати, не в самых плохих вузах. Да, у нас рекордное количество людей с высшим образованием на душу населения в мире. Ну и что? Наши дипломы мало чего стоят. МГУ – единственный из российских вузов, кто входит в первую сотню международного рейтинга. Он на 85-м месте. Правда наши умельцы выстроили свой доморощенный рейтинг, и оказалось, что он на 5-м месте в мире. Но это же, к сожалению, не так!