Социальная политика, как основа экономического, социального и экологического существования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, её теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Изучение проблемы бедности и законодательного регулирование заработной платы.
3. Изучение зарубежного опыта проведения социальной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социальная политика.docx

— 136.92 Кб (Скачать файл)

Для достижения этих целей в среднесрочной перспективе предполагается повысить размер оплаты до уровня, позволяющего каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни.

Это может быть достигнуто в результате:

- создания макроэкономических условий для усиления стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции (услуг) и повышении его эффективности;

- поэтапного сближения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, единой тарифной сетки с величиной бюджета прожиточного минимума, а в перспективе - минимального потребительского бюджета. (Таблица 2.2) [17],[7]

Таблица 2.1 - Динамика изменения соотношения тарифной ставки 1 разряда и прожиточного минимума.

Годы

Тарифная ставка первого разряда, бел. руб.

Прожиточный

минимум,

бел. руб.

%

 

2001-2002

23200

89557

25,9

 

2006-2007

65000

179100

36,29

 

2008

91000

223660

40,68

 
         

 

- создания системы социальных гарантий и стандартов, характеризующих динамику их повышения и минимально достаточный уровень жизни работников и их семей;

- обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы;

- развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в реальном секторе экономики на основе законодательного обеспечения процесса социального диалога.

Одним из главных направлений в области политики оплаты труда, связанным с социально-демографической безопасностью, должно стать совершенствование механизма установления минимальной заработной платы (МЗП) в качестве гарантированного государством минимального социального стандарта. Для этого целесообразно, устанавливать в прогнозах социально-экономического развития страны, а также в программах правительства конкретное соотношение между размерами минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума (в дальнейшем - минимального потребительского минимума).

В целях совершенствования регулирования оплаты труда в отраслях экономики в ближайшей перспективе необходимо подготовить и принять проект закона о порядке регулирования оплаты труда в отраслях экономики, в котором должны быть предусмотрены совершенствование условий и порядка оплаты труда работников бюджетной сферы, поэтапное повышение тарифной ставки первого разряда до бюджета прожиточного минимума. Следует принять соответствующий проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об увеличении доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы.

Практически во всех странах борьба с бедностью считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает прежде всего определение се источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей, многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств. Государственная политика призвана учитывать существующие категории бедности и содержать соответствующие меры по её ликвидации или сокращению. Речь идет, в частности, о программах по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространении системы социального обеспечения на те слои населения, которые оказались в трудном материальном положении, об оказании помощи тем, кто не может себя содержать (финансирование расходов на медицинские услуги, образование, продовольственную помощь), о специальных мерах поддержки матерей-одиночек и семей, потерявших кормильца.

3. Государственные  социальные расходы (на примере  одной из постиндустриальных  стран)

Рассмотрим социальные расходы на проведение социальной политика в Швеции. В Швеции и странах СНГ, Центральной и Восточной Европы государственный сектор играет большую роль. То же самое можно сказать и о роли государства в управлении экономикой, социальной защите населения.[3]

Крупный сектор, которым распоряжается государство - социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки - примерно 55% ВВП. До недавнего времени здравоохранение и образование были абсолютно бесплатными. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина частично стала платной.

Истоки шведской модели нужно искать в 30-х годах, когда социал-демократическое правительство, пришедшее к власти после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., заключило соглашение с крестьянской партией о государственном регулировании экономики для бесперебойного процесса общественного производства. Основная цель этого решения - поддержание эффективного спроса и полная занятость населения.

Принятые меры позволили быстро преодолеть последствия кризиса. Но основные достижения нового курса, получившего с лёгкой руки публицистов название шведской модели социализма, пришлись на послевоенные годы.

Наличие сырьевых ресурсов (лес, железная руда, гидроэнергия), квалифицированные рабочие и инновационные таланты помогли Швеции к началу 40-х годов выйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения. Благодаря нейтралитету удалось избежать участия в войне. Это сохранило промышленность и инфраструктуру и позволило хорошо подготовиться к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. Так, в 50-е годы ежегодный рост ВВП составил 3,3%, а в 60-е – до 4,6%. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах - железной руде и лесе, продолжали играть важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Швеция ныне имеет свои авиастроение, ядерную энергетику, две национальные автомобильные компании, развитую отрасль по производству вооружений, две фармацевтические компании, а также телекоммуникации с высоким уровнем технологии. Подобно другим малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли - объем её экспорта составляет 40% ВВП.

Важный элемент шведской модели - политика на рынке труда. Общая ответственность за её проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости. Но в последнее время разрешены и частные агентства по трудоустройству. Однако закон, как правило, требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.

Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата мужчины составила в 2007 году 27 100 шведских крон, женщины на 4 300 крон меньше - 22 800 крон. (1 шведская крона = 0,16 долл. США). Пособие по безработице для работавших полный рабочий день - 240 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, - 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. Средняя продолжительность жизни - 78 лет у мужчин, 81 год у женщин - имеет тенденцию к росту. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо.[3]

Основные методы - правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям, а главным инструментом проведения такой политики является государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создаёт менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.

Государственный сектор, включающий национальное правительство и местные органы самоуправления (муниципалитеты и областные советы) имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок. В то же время не следует забывать, что основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров. Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Одно из главных направлений государственного регулирования -разработка и осуществление различных программ на рынке труда. В частности, для стимулирования занятости и спроса на рабочую силу их более десяти. Задача состоит в поощрении спроса на труд в периоды его спада. Кроме того, они дают безработным возможность приобрести производственный стаж, что серьёзно облегчает устройство на открытом рынке труда, а также закладывают основу для выбора профессии или курсов переквалификации. Благодаря такому подходу удалось сократить резервную армию труда до 4-5% по сравнению с 12-14% в 1990- 1991 гг., а в ближайшие годы этот показатель надеются довести до 1,5-2%.

В мире известна и шведская система социального страхования населения. За время своего существования - особенно после второй мировой войны она претерпела значительные изменения. Её основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования оказывается каждый житель страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции универсальной социальной политикой.

Серьёзные изменения в механизме управления экономикой начались в начале 90-х г., когда объем ВВП ежегодно увеличивался лишь на 2%-в 2 раза медленнее, чем в предыдущем десятилетии. Аналитики определили, что одной из главных причин спада стал быстрый рост так называемого прогрессивного налога. Работникам невыгодно было добиваться высоких заработков, потому что с низких доходов налоги взимались лишь в размере 20%, а с высоких - до 86%.[3]

Компромисс найден при новом межпартийном соглашении, которое заключено в 1997 г. Целью договорённостей стали снижение уровня налогов и одновременно универсальное и эффективное налогообложение. Считается, что это стимулирует сбережение средств и противодействует накоплению долгов.

Новая налоговая система начала вводиться с июля 1997 г. и полностью вступила в действие в 1998г.

Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом, уровень которого для фирм составляет 32%. Максимальная ставка подоходного налога составляет 50%.

Местный (коммунальный) подоходный налог определяется аналогичным способом. Ежегодно все местные органы управления (коммуны) решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местных налогов на доход равен примерно 20 - 22% полученной за год суммы.[3]

Для нужд здравоохранения, коммунально-транспортного обслуживания населения взимаются региональные налоги. Как и местные, они исчисляются прямо пропорционально величине получаемого дохода и составляют примерно 10-12%. В целом же примерно 2/3 населения платят только местные и региональные налоги. Но те, кто зарабатывает больше, чем среднестатистический работник, обязаны платить и национальный подоходный налог. В начале 90-х годов, когда вводилась в действие новая налоговая шкала, размер данного платежа составлял 20%, но затем по мере увеличения доходов этой категории граждан он вырос до 50%. Таким образом, для самых богатых людей суммарные платежи составляют до 75%.

Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, выручка от работы, производимой в свободное время, тоже облагается налогом. То же самое относится и ко всем видам вознаграждения за труд и любой другой деятельности, включая заработную плату и прочие формы платежей, в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения суточных.

Кроме того, система сбора налогов устроена так, что платежи осуществляются постепенно в течение года. Она называется "уплата по мере получения доходов". В принципе предварительные сборы должны составлять конечную сумму. Для лиц, работающих по найму, весь процесс расчёта и уплаты налогов берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг и другие организации, выплачивающие проценты или дивиденды, удерживают предварительные налоговые платежи с этих доходов. После того как с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, её сравнивают с суммой предварительных платежей. Если их окажется недостаточно, налогоплательщик обязан доплатить разницу. Если уплачено больше, то остаток возвращается и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент.

Разумеется, это не всегда спасает от укрытия доходов. Скажем, кто-то захотел отремонтировать дом, автомобиль и рассчитывается с мастером наличными, не заключая и не регистрируя достигнутую договорённость. Поэтому и пошлина не поступает в казну.

В Швеции существуют и налоговые льготы. В частности, общая сумма платежей может быть уменьшена за счёт ряда вычетов. Основная скидка (индивидуальная льгота) составляет по меньшей мере 24% базовой суммы, которая будет возрастать только на 60% общей инфляции.

Информация о работе Социальная политика, как основа экономического, социального и экологического существования государства