Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:36, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, её теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Изучение проблемы бедности и законодательного регулирование заработной платы.
3. Изучение зарубежного опыта проведения социальной политики.
В новой налоговой системе введена специальная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для одиночек и 1,325 базовой суммы для семейных пенсионеров. Однако размер этой скидки не может превышать величину минимальной пенсии вместе с пенсионной надбавкой дополнительной пенсией. Она не может составлять меньшую сумму, чем основная скидка.
Вступление Швеции в ЕС в 1995 г. серьёзно повлияло на экономическую ситуацию в стране. Свобода перемещения капиталов и рабочей силы, усилившаяся интернационализация производства, с одной стороны, способствовали росту, а с другой - усилили бегство капитала и "утечку мозгов" - все больше высококвалифицированных специалистов стало уезжать за рубеж.
Правительство и парламент разрабатывают новый законопроект о снижении налогового бремени. Нуждается в корректировке и ставки налогов на капитал, который способен легко уйти из страны. Об этом уже идут переговоры в рамках Евросоюза.
В последние годы во всём мире были предприняты усилия по вычленению в бюджетах гендерной составляющей, т.е. того объёма финансовых средств, которые расходуются непосредственно на удовлетворение социально-экономических нужд населения.
Таким образом, к числу специфических факторов, присущих именно Швеции следует отнести:
1. неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года и неучастие в обеих мировых войнах;
2. рекордное по
3. исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму;
4. доминирование реформизма
в рабочем движении и
Среди общих условий создания шведской модели, также существующий и в других промышленно развитых странах можно выделить:
1. демократический строй;
2. наличие частной собственности;
3. выполнение основных принципов рыночной экономики;
4. независимые от правительства
профсоюзы и объединения
Шведская модель, развиваясь в течение нескольких десятилетий, “показала жизнеспособность идей политики солидарности в области заработной платы, полной занятости, активной политики на рынке труда”. Следует отметить и некоторые проблемы, стоящие перед Швецией сегодня. Это - сложность сочетания полной занятости и стабильности цен, отсутствие роста производительности труда, медленное увеличение ВВП. Существование шведской модели угрожает как подрыв солидарности в области зарплаты, так и ограничение действенных мер правительства в результате интернационализации экономики Швеции. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства, - видимо, потребует новых методов, которые должны отвечать изменившимся условиям. Соответствовала ли модель лишь особенности послевоенного периода, или специфические черты шведской экономики сохранятся в дальнейшем - покажет только время. [14]
Заключение
К причинам неравенства в распределении доходов, кроме отсутствия условий для получения дохода, относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер.
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Для определения степени неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца. Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.
Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между "социальной справедливостью" и "экономической эффективностью".
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряжённости, а с другой - никоим" образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
Массовая бедность как социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении богатств. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны и голод. Бедные есть как в высокоразвитых, так и в развивающихся странах. Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем экономического развития стран мира. Оценки бедности предполагают существование некоторого предопределённого и чётко установленного уровня жизни - черты бедности, достижение которого необходимо, чтобы человек не считался бедным. Существуют уровни потребления различных товаров (продуктов питания, одежды, жилища), ниже которых в более или менее долгосрочной перспективе ставится под вопрос выживание человека. Кроме того, в большинстве обществ, включая беднейшие, понятие "бедность" выходит за рамки абсолютного минимума, необходимого для выживания.
Бедность в развитых странах, где борьба с нею ведётся уже несколько десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых такие программы находятся в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.
Первостепенной социальной задачей политики государства на современном этапе является борьба с бедностью как с наиболее опасным проявлением деградации общества, угрозой его социально-демографической безопасности.
Главным источником доходов населения и важнейшим стимулом трудовой активности является заработная плата. С точки зрения социально-демографической безопасности основными целями совершенствования механизма оплаты труда являются создание основ экономики эффективного спроса, активизация человеческого фактора, повышение благосостояния граждан.
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребёнка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трёхсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трём основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идёт на пенсии по старости, инвалидности, смерти кормильца, на медицинскую помощь и др.
Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям: программы специальной помощи в денежной форме престарелым инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми; пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.
Отличительной чертой государственно-социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет, социальное страхование служит не только гарантией поддержка определённого уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создаёт уверенность в завтрашнем дне, поддержать социальную стабильность.
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идёт о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях.
Литература
1. Заславский И. Бедность как глобальная проблема \\ «Вопросы экономики» - 2005. -№2
2. Павленков В.А. «Рынок труда» М., 2004г.
3. Шведская социальная модель: управление и развитие. \\ «Проблемы теории и практики управления». - 2005. -№3. - с.56.
4. Сайт официального
5. Ивашковский С.Н. «Макроэкономика» Москва 2002г. - с.194
6. Яллой В.А. «Макроэкономика» \\ Псков ПГПИ 2003г.
7. Соловьев Л. «О минимальной заработной плате, базовой величине, тарифной ставке 1-го разряда, среднемесячной заработная плате, бюджете прожиточного минимума и индексе потребительских цен» \\ журнал «Право Республики Беларусь». - №2.
8. Шевяков А. «Социальное неравенство, бедность и экономический рост» \\ Общество и экономика -2007г. - № 3
9. Травкина Н.М. Генеральный формат федеральных бюджетных расходов. \\ США - Канада. Экономика. Политика. Культура.-2008-№ 6 с. 47-50
10. Соколова Г. «Рынок труда в Республике Беларусь» \\ Общество и экономика - 2007г., 9-10
11. Годовой отчет программы развития ООН (ПРООН в Беларуси) \\ www.un.by/prog2008
12. Доклад о целях в области развития Декларации тысячелетия за 2007 год \\ www.un.org/russian/ - Центр новостей ООН
13. Патрон П.А. Государственный
рынок и социально-
14. Волков, А. М. Швеция: социально-экономическая модель. -М., 1999.
15. Сакс Дж. « Макроэкономика (Глобальный подход» М., 2003г.
1. 16.Информационно-
17.Основные показатели и ставки. \\ Сайт журнала «Аудит» www.audit.by
18.Жуков В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале». \\ Социологические исследования.- 1996-№4 с. 101-102
19.Красин Ю.А., Медведев
В.А. Гордиев узел социальной
20.Кушнарева О.С. Повышение благосостояния - важнейшая цель институционального управления. \\ Менеджмент.-2008-№5 с. 69-73
21.Доклад к единому дню информирования населения. Информационно- аналитический центр при Администрации Президента РБ.