Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы.
Проблемы социального сиротства………………………………………….5
Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………….11
Глава II. Особенности организации социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………….20
2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации и последствия содержания детей в сиротских учреждениях……………...………26
Заключение………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………………..……….38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет

Социальный факультет

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

Курсовая работа

Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

 

 

 

                                                     

                                                               Студентки 3 курса

                                                              заочного отделения

                                                               группы 33-ср

                                                              Гусевой Л. В.

                                                                                        

                                                                 Научный руководитель:       

                                                                к.п.н., доц. Сидорчук Т. А.

 

                                                          

 

                                                                                                                               

 

 

 

Смоленск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….……3

Глава I. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы.

    1. Проблемы социального сиротства………………………………………….5
    2. Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………….11

Глава II. Особенности организации социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.     Нормативно  – правовое обеспечение социальной  защиты детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей…………………………………….20

2.2.      Социально  – правовая защита как условие  постинтернатной адаптации и последствия содержания детей в сиротских учреждениях……………...………26

Заключение………………………………………………………………………….36

Список используемой литературы………………………………………..……….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. На фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей. Причины сиротства разные, но понятны для ума и сердца, только если родители умерли или тяжело больны. Быть сиротой при живых родителях, осознавать, что они где-то есть, очень тяжело. Ведь так много значат для ребенка материнская любовь, ласка, забота.

       Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков.

         Растущие масштабы асоциального  поведения среди взрослых стимулируют  развитие аналогичных процессов  и в детской среде. Наиболее  существенным признаком последних  лет стало значительное увеличение  размеров социального сиротства,  появление его новых характеристик.  Обнаружилось качественно новое  явление — так называемое «скрытое»  социальное сиротство, которое  распространяется под влиянием  ухудшения условий жизни значительной  части семей, падением нравственных  устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

        Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

       В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

       Актуальность исследования. Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.

Объектом исследования данной курсовой работы выступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования – социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Цель исследования – выявить основные направления социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Задачи: 1) исследовать проблемы социального сиротства; 2) изучить формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) исследовать нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) изучить социально-правовую защиту как условие постинтернатной адаптации и последствия содержания детей в сиротских учреждениях.

Методы, используемые при написании данной курсовой работы: анализ литературы, ретроспективный, теоретический анализ и статистика.

 

 

 

 

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы

 

 

    1. Проблемы социального сиротства

 

         Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

       Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

       Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

      Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики [43, с. 237].

       Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

         Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [40, с. 251].

        Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

        Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д. [41, с. 15].

       В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

       В последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

       Возникли разнообразные типы детских учреждений – от образовательных учреждений с продленным днем или неделей до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники.

       Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей [14, с. 115].

Информация о работе Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей