Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.
Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы.
Проблемы социального сиротства………………………………………….5
Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………….11
Глава II. Особенности организации социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………….20
2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации и последствия содержания детей в сиротских учреждениях……………...………26
Заключение………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………………..……….38
Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [18 с. 74].
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.
В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством [35, с. 38].
Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.
Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ [40, с. 144].
Дополнительные права на образование:
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей,
2. Лица из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без
3. Лица из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без
4. Обучающиеся, воспитанники
всех типов образовательных
5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
6. Обучающимся из числа
детей-сирот и детей,
7. Выпускники всех типов
образовательных учреждений из
числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.
9. При предоставлении
обучающимся из числа детей-
10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.
2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, а также
дети, находящиеся под опекой (попечительством),
не имеющие закрепленного жилого
помещения, после окончания пребывания
в образовательном учреждена
или учреждении социального обслуживания,
а также в учреждениях всех
видов профессионального
2. Регистрационный учет
детей-сирот и детей,
3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.
При отсутствии необходимого
жилого фонда таким лицам может
предоставляться целевая
4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.
5. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
6. Для обеспечения жилой
площадью детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Информация о работе Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей