Социальная профилактика девиаций в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Характеристика девиантного поведения молодежи………………5-13
Причины девиантного поведения в молодежной среде…………14-15
Сущность и содержание социальной профилактики……………16-22
Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков……………………………….23-27
Заключение…………………...............................................................28-29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

контролтьная по технологии социальной работы.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

По результатам проведенного исследования, плохие отношения между  родителями в семьях, где проживали  подростки с девиантным поведением, ставшие в будущем преступниками, встречались в 7—8 раз чаще, чем у подростков контрольной группы (не совершавших преступления); число семей, где родители систематически пьянствовали, у малолетних преступников было больше в 6—7 раз; число семей, распавшихся в результате развода, больше в 3—4 раза; семей, где родители были осуждены, больше в 4—5 раз; наконец, низкий общеобразовательный уровень у родителей-преступников встречался в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе. [19,c.136].

И, как справедливо  отмечает М. Клеров, семья выступает  референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя из этого, можно объяснять ослабление референтной функции семьи социально-культурными изменениями нашего общества. Родители не только применяют в большинстве случаев шаблоны воспитания, принятые в обществе, но и собственной личностью представляют социальный характер общества. Они передают ребенку то, что можно назвать психологической атмосферой, духом общества. Настораживает тот факт, что, изучая неблагополучные семьи, обладающие теми или иными криминогенными характеристиками и способствующие формированию у детей аморальных, а подчас и противоправных ориентации, около 75% родителей из них сами воспитывались в нравственно и социально неблагоприятных семейно-бытовых условиях, аналогичных тем, в которых затем оказались их дети.

И это позволяет сделать  вывод о том, что на этапе первичной  и промежуточной социализации, охватывающей детство, подростковый и юношеский  периоды, направляющая и ведущая  роль принадлежит воздействию среды, точнее говоря, микросреды — семьи  и ближайшего окружения.

С увеличением возраста ребенка влияние семьи заметно  уменьшается. Далее срабатывает  одна из следующих тенденций: происходит усиление влияния со стороны школы  либо неформальной группы сверстников, т.е. повышается значимость взаимоотношений  с товарищами. У малолетних, допускающих антиобщественное поведение, имеет место нарушение нормального соотношения сфер общения, которое заключается в доминирующей роли сферы свободного общения. Это объясняется прежде всего неблагоприятной психологической атмосферой в семьях этих несовершеннолетних, что затрудняет социально полезное общение ребенка и создает у него чувство неудовлетворенности общением в семье.

Подростки, допускающие  антиобщественное поведение, в большинстве  случаев, вовлечены в систему  неблагоприятных обстоятельств длящегося действия. Неблагоприятная обстановка в семье с раннего детства формирует у них отрицательные качества, которые впоследствии затрудняют их вхождение в формальные коллективы [20, c.132].

Состояние психологической  изоляции в классном коллективе, неудовлетворенность общением в семье, невысокая вовлеченность в группы организованного общения применительно к проведению досуга, способствуют формированию у малолетних комплекса неудовлетворенных социальных потребностей, компенсация которого в силу психологического отторжения малолетнего от формальных групп возможна только в сфере свободного общения [16,c.54].

Бесспорно, сама по себе доминирующая роль сферы свободного общения не влечет с неизбежностью  формирования асоциальных отношений. Но вероятность возникновения таковых гораздо выше у тех школьников, которые испытывают неудовлетворенность общением в других сферах. Это обстоятельство объясняется, по всей вероятности, не только наличием неудовлетворенности, поскольку компенсация ее может осуществляться по целому ряду направлений, но и наличием личностных деформаций, являющихся результатом предшествующего этапа развития, которые существенно осложняют выбор направления компенсации. Причем взаимодействие (подкрепление) этих факторов влечет их дальнейшее прогрессирующее развитие. Оно реализуется в общении с подростками с асоциальной направленностью, не предъявляющими высоких требований к нравственному и интеллектуальному потенциалу лиц, вступающих в контакт, что дает возможность подростком обрести эмоциональное благополучие и удовлетворить свою потребность в самоутверждении. К 11—12 годам у подростков, не занятых общественно полезной деятельностью или не удовлетворенных своей позицией в ней, центр организаторской активности перемещается в сферу неформальных отношений.

Рост преступности, пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции, других нарушений  существующей российской действительности заставляют общество, различные социальные институты решать задачи искоренения  указанных девиаций не только карающими, но и профилактическими методами.

На этапе первичной  и промежуточной социализации, охватывающей детство, подростковый и юношеский  периоды, направляющая и ведущая  роль принадлежит воздействию среды, точнее говоря, микросреды — семьи  и ближайшего окружения.

Таким образом, в профилактической работе важное значение имеет выявление  и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств  и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые  механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины девиантного поведения в молодежной среде.

 

Среди основных причин девиантного  поведения молодежи является неорганизованность ее досуга. Досуг молодых людей отличается на сегодняшний день большой сложностью, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием.

Современная ситуация в духовной сфере нашего общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум. Становление новой государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности. В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары и дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, прослушивание кассет и компакт-дисков). Как показывают данные одного социологического исследования, значительная часть свободного времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная доля молодых респондентов занимается в спортивных секциях (9,2%), чтением художественной литературы (3,1%), занятиями музыкой (1,2%), посещением театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием (0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают» свободное время бесцельно, как могут и как придется. С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств (разбитие телефонных будок, газетных и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных и автобусных касс, магазинов, музыкальных салонов и т.п); употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала (автор настоящей работы, естественно, этого также не упускает из внимания). Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста в стране. Многие аналитики при этом ссылаются на то, что молодежь сегодня поставлена в такие трудные социальные условия и подобного рода поведение является вполне адекватной реакцией, однако это выглядит по большей мере лишь как ее оправдание [ 19,c.102].

 

 

 

3.  Сущность и содержание социальной профилактики.

 

Социальная работа –  универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества.

Профессия "социальный работник" относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области С. р. является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества [6, c.57].

В последние годы в стране развертываются исследования социальной работы во первых как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в целом; в третьих как научной теории, что выявить с одной стороны в научных кругах потребность в разработке в сфере социальной работы целостной системы: практика-теория-образование.

В настоящее время  наиболее отчетливо наблюдаются  два основных аспекта в тенденции  развития знаний (на разных уровнях  их проявления) в области социальной работы. Первый связан с эмоционально-психологическим  объяснением поведения индивида и групп, развитием прежде всего психодинамической модели практики социальной работы; второй – с ростом влияния социальной работы социологических теорий и развитием социолого-ориентированных моделей практики социальной работы.

Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества.

Психологические компоненты социализации включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

Включение в социальную деятельность постепенно формирует  идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социально окрашенной деятельности (учебная, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

Динамизм социальных процессов, происходящих в современной  России, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно  приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая девиантность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность граждан. В этих случаях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на социальную поддержку, профессиональную помощь социальных служб [22, c. 87].

Профилактика  девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций  и учреждений. Создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних.

Сегодня затянувшееся кризисное  состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние  аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей  и отсутствие внятной общепринятой новой системы, – все это приводит к тому, что в психологической поддержке нуждается все больше людей. Усложнение структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных актов, ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу, усиливают потребность в правовом консультировании [13, c. 245].

Процесс социализации требует  высокой собственной активности человека. На ее основе формируются  способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию [24, c.149].

Дифференциация социальной работы основана на стратификационно-психологических  признаках, поскольку она учитывает  особенности детей и взрослых, молодых и пожилых, здоровых и больных, работников преимущественно физического и умственного труда, культурных, образованных и малокультурных, необразованных, высококвали-фицированных и необученных, опытных работников и начинающих.

Информация о работе Социальная профилактика девиаций в молодежной среде