Социальная профилактика девиаций в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Характеристика девиантного поведения молодежи………………5-13
Причины девиантного поведения в молодежной среде…………14-15
Сущность и содержание социальной профилактики……………16-22
Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков……………………………….23-27
Заключение…………………...............................................................28-29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

контролтьная по технологии социальной работы.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя  их, он непременно прибегает к помощи психологии. Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя  любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.

Практическая реализация профилактической социальной работы возможна лишь при решении ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового  и кадрового обеспечения.

Социальная профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в  более широком психологическом  и культурном контексте [19, c.68].

Под социальной профилактикой  подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

— предотвращение возможных  физических, психологических или  социокультурных коллизий у отдельных  индивидов и групп риска;

— сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня жизни  и здоровья людей;

— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  должен привести в действие системы  и структуры, способные предотвратить  возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического  состояния. На этом принципе должна строиться  и профилактика.

Взаимоотношения между  клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

Помощь социального  психолога в решении проблемы профилактики и коррекции деликвентного  поведения подростков заключается в следующем:

а) оказывают помощь подросткам, находящимся в критических ситуациях  с целью совместного разрешения их социальных проблем, восстановления их жизненных сил и социального  статуса, перевода их в социально-стабильные группы населения, предупреждают повторные кризисные ситуации;

б) работают с каждым подростком со своей территории профессиональной ответственности и его семьей с целью оказания им помощи по предупреждению возникновения у них кризисных  ситуаций, способствуют мобилизации  жизненных сил, перевода в социально-перспективные группы населения;

в) помогают и поддерживают подростков, их семьи, относящиеся к  перспективным группам населения, в сохранении этого социального  статуса и полной реализации возможностей каждого клиента;

г) обеспечивают единство и взаимосвязь познавательной деятельности (изучение клиентов, социума, социальных процессов в нем, исследовательская работа по поиску причин социальных конфликтов), преобразовательной (оказание практической помощи всем нуждающимся людям, семьям и другим группам) и образовательной деятельности (подготовка студентов, обмен опытом с коллегами, обучение клиентов и т.д.).

В работе с подростками  требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем  подростка категорически недопустимо. Необходимо прежде всего установление доверительного контакта с социальным психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Диагностика направлена прежде всего на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, желательно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации [13, c.579].

В случае групповой зависимости усилия социального работника должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием. Это могут быть спортивная секция, кружок и т. д.

При индивидуальной зависимости (в случае, если у подростка есть потребность в употреблении наркотических  веществ независимо от того, в компании он или нет) желательно порекомендовать  родителям проконсультировать подростка  у нарколога. Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка. Задача социального работника наблюдать за неблагополучными семьями, особенно, если в таких семьях есть несовершеннолетние дети.

Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут возникнуть в любой семье  независимо от ее социального статуса  и материального положения. Проблемы подростков в пубертатном периоде  или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально [24, c.175].

В работе с подростками  и молодежью необходимо установление доверительного контакта, при котором  человек чувствовал бы себя в полной безопасности. В результате приходит осознание того, что другие люди могут их понять, возникает ощущение близости с людьми, которое способствует снижению обостренного переживания одиночества. Одним из способов оказания помощи подросткам и молодежи является развитие у них навыков, способствующих налаживанию общения с окружающими.

Итак, социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков.

 

Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений — одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию на правонарушителей и лиц, совершающих другие антиобщественные поступки. В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом — преступлениями.

Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения преследует следующие основные цели:

— сокращение и в перспективе  полную ликвидацию противоправного  поведения граждан и должностных  лиц;

— ограничение и в  последующем ликвидацию случаев  антиобщественного поведения граждан и должностных лиц, т.е. нарушений социальных норм, что приносит вред обществу и влечет за собой противоправные деяния или способствуют их совершению;

— преодоление негативных сторон общественного развития, способствующих правонарушениям;

— устранение условия для правонарушений, недостатков и просчетов в деятельности органов управления, хозяйственных организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;

— борьбу с пьянством  и алкоголизмом: постепенное искоренение отрицательных форм поведения в семье, на производстве, в общественной жизни, способствующих правонарушениям;

— развитие и совершенствование  позитивных социальных процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению государственной и трудовой дисциплины;

— повышение уровня сознательности и организованности граждан, формирование уважения к правовым предписаниям;

— воспитание экологической  дисциплины, подъем экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.

Субъектами социальной профилактики правонарушений являются государственные и хозяйственные  органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. В профилактической работе призваны также участвовать средства массовой информации [9, c.456].

Комплексный план социальной профилактики правонарушений целесообразно  разрабатывать как составную  часть (раздел или подраздел) плана экономического и социального развития региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При таком подходе не только достигается увязка и согласованность этих планов, но и облегчается решение вопросов материального и иного обеспечения предусмотренных мероприятий.

Объектами социально-профилактического  воздействия являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

Общими являются меры, не предназначенные исключительно  для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий  труда, отдыха и быта трудящихся, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних, и т.д.)

Специальные меры предназначены  исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение правонарушений (проступков и преступлений) [15, c.349].

Индивидуальные меры предназначены для воздействия  на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение  уровня социального контроля за поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления, и др.)

Социально-профилактические меры могут быть направлены:

— на повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности в сфере борьбы с правонарушениями;

— на предупреждение любых  или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;

— на становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.

Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материальными и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно предусмотреть:

— выбор наиболее актуальных целей профилактической деятельности;

— максимально полное использование возможностей системы  управления экономическими и социально-культурными  процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;

— объединение и рациональное использование имеющихся в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы;

— сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы и охват ею всех составных  частей данного региона (городской  и сельской местности, отдельных  населенных пунктов, районов и территориальных зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).

При разработке региональных комплексных планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы: промышленные, промышленно-аграрные, быстро развивающиеся и относительно стабильные центры; сверхкрупные, крупные, средние и малые города; новостройки, портовые, курортные, сельские районы. Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.

Комплексные планы социальной профилактики правонарушений различных  уровней должны быть органически  взаимосвязаны. В региональном плане  следует предусматривать общие  и наиболее важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенные субъекты профилактической деятельности (например, на профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел и др.). Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, в необходимых случаях детализируя их, а также включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов [24, c.281].

Информация о работе Социальная профилактика девиаций в молодежной среде