Социальная работа в пенитенциарной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:16, реферат

Краткое описание

Гипотезой курсовой работы является следующее утверждение. Социальная работа в пенитенциарном учреждении наиболее эффективна при применении качественных методов социальной работы. Для компетентного применения соответствующих методов необходимо владеть способами их реализации на практике, в чем немаловажную роль играет интеллектуально-нравственный облик специалиста по социальной работе.
Задачи:
1) раскрыть теоретические основы социальной работы в пенитенциарной системе Российской Федерации;
2) дать характеристику правовой основы социальной работы в пенитенциарной системе;
3) выделить основные принципы социальной работы, направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе Российской Федерации;

Вложенные файлы: 1 файл

реферат соц.работа.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Положение определяет права и обязанности сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. В соответствии с ним для выполнения профессиональных функций старший специалист по социальной работе имеет право:

- запрашивать и получать  от других служб исправительного  учреждения (медчасти, производственной, воспитательной, службы безопасности  и др.) необходимую для своей  профессиональной деятельности  информацию о личности осужденного, а также о группах и коллективах  осужденных;

- принимать участие в  работе распределительной комиссии  по распределению осужденных  по отрядам и бригадам;

- участвовать в принятии  решений по вопросам представления  осужденных, являющихся клиентами  социальной работы, к условно-досрочному  освобождению, замене неотбытой  части наказания более мягким  видом наказания, изменению условий  отбывания наказания, предоставления  осужденным выездов за пределы  учреждения по основаниям, предусмотренным  уголовно-исполнительным законодательством;

- принимать участие в  работе попечительского совета  исправительного учреждения, совета  воспитателей, иных общественных  формирований действующих в учреждении, оказывать методическую помощь  совету коллектива колонии, самодеятельным  организациям осужденных;

- вносить предложения  по социальному обеспечению осужденных  контролировать выполнение рекомендаций  по социальным вопросам, соблюдений  прав и законных интересов  осужденных;

- осуществлять в рамках  должностных полномочий взаимодействие  представителями органов государственной  власти, организаций и объединений, также гражданами по вопросам  социальной защиты и поддержки  осужденных;

- вносить предложения  руководству исправительного учреждения  о применении к осужденным  мер поощрения и взыскания.

К числу обязанностей старшего специалиста по социальной работе согласно Положению относятся:

- осуществление социальной  диагностики, выявление социальных  проблем конкретных осужденных, их групп, коллективов, определение  причин и путей их разрешения;

- составление квартальных  планов социальной работы группы  и утверждение их у заместителя  начальника исправительного учреждения  по кадрам и воспитательной  работе;

- своевременное информирование  руководства исправительного учреждения  о проблемах в сфере социального  обеспечения осужденных;

- осуществление социально-правовой  защиты осужденных во всех  сферах их жизнедеятельности;

- оказание осужденным  индивидуальной помощи, информирование  и консультирование их (как самостоятельно, так и с помощью приглашения юристов) по вопросам пенсионного, материального, иного социального обеспечения;

- организация и реализация  комплекса социально-педагогических  мероприятий по ресоциалнзации  осужденных в период отбывания  наказания;

- с первых дней пребывания  осужденных в исправительном  учреждении осуществление деятельности, направленной на их подготовку  к освобождению, содействие приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков;

- содействие восстановлению, поддержанию и укреплению социально  полезных связей осужденных, формированию  навыков поведения в семье  и общения в ближайшем социальном  окружении;

- осуществление руководство  секцией социальной помощи осужденным;

- совместно со спецчастью  учет пенсионеров и иных лиц, имеющих право на социальные  пособия; оформление необходимых  для этого документов и направление  их в соответствующие государственные  органы;

- оформление документов  по индивидуальному пенсионному  страхованию осужденных и содействие  их реализации;

- принятие мер по получению  паспортов, трудовых книжек и  иных документов осужденных;

- восстанавление социальных  связей с родственниками, общественными  и религиозными организациями;

- участие в организации  предоставления осужденным краткосрочного  выезда для предварительного  решения вопросов трудового и  бытового устройства после освобождения;

- ведение учета проделанной  социальной работы, анализ ее  результатов и влияния на исправление  осужденных;

- обобщение и распространение  положительного опыта в сфере  социального обеспечения осужденных, выработка рекомендаций по совершенствованию  данной деятельности.

В реализации функций социальной службы участвует и старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных. В этих целях он имеет право: запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения, органов внутренних дел, служб занятости информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности; принимать участие в работе совета воспитателей отряда, попечительского совета исправительного учреждения, иных общественных формирований учреждения; осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций, объединении, заинтересованными в бытовом и трудовом устройстве осужденных.

Старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных составляет и ведет: журнал учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению»; журнал учета лиц, нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве в котором фиксируются сведения об осужденных, обратившихся за соответствующей помощью: биографические данные, специальность, избранное место жительства, содержание просьбы, а также информация о ходе и итогах работы; перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам, предоставляемый освобождающимся из мест лишения свободы.

 

2.2 Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей /34, с.305/.

Профессиональный профиль специалиста по пенитенциарной социальной работе, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в исправительных учреждениях, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные.

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста: знаний специфики работы в различной социальной среде, раз личных субкультурах; знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах; развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами; уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности; умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции; научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов; знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций; владеть основами социологического анализа; знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими; владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач; знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников; знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе; знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя: знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в исправительных учреждениях; владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах; владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы; знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой; умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста; научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска; готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации; знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе; умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации; знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности; владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований; умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальная работа с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере; знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен: знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права; знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках; знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею; владеть методами осуществления социальной профилактики; использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ; знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды; осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения; участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными; участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение; осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности; своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью; осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных; организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания; осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков; содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах; оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения; вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе; уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными; знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных; владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных; знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью /34, с.310/.

 

Заключение

В заключение можно отметить, что для преодоления кризиса в пенитенциарных учреждениях сегодня необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.

Социальный работник в исправительном учреждении - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе