Социальная работа в пенитенциарных
учреждениях
В Уголовном
кодексе Российской Федерации, вступившем
в действие с 1 января 1996 г. указываются
цели наказания: восстановление
социальной справедливости; исправление
осужденного; предупреждение совершения
новых преступлений.
В соответствии
с требованиями Всеобщей декларации
прав человека социальные работники
призваны выступать против жестокого
или унижающего человеческое
достоинство обращения с заключенными,
добиваться улучшения санитарно-гигиенических
условий проживания, принимать меры
по охране их здоровья.
Основными задачами
при работе с заключенными
являются: прием и изучение новоприбывших,
определение причин правонарушения
и классификация осужденного, наблюдение,
разработка исправительных мер,
развитие и укрепление социально-полезных
связей между заключенными и
внешним миром, помощь в самоисправлении
и подготовка их к освобождению
и ресоциализации. Обязанностью социального
работника является работа с семьями заключенных,
психологическая помощь в подготовке
к встрече с отбывшим срок заключения,
а также содействие социально-правовой
защищенности персонала. В его обязанности
также входит планирование, моделирование
и прогнозирование социального развития
учреждения в целом.
Этой деятельности
присущи специфические черты. Среди
них:
• умение рассматривать
клиента как часть общественной
системы;
• акцентирование
контактов с его окружением, со
всеми, кто может помочь в выявлении
проблемы и поисках её решения;
• организация
комплексного подхода и координации
усилий различных специалистов
и служб;
• знание возможностей
общества и т. д.
Цели социальной
работы в условиях пенитенциарной
системы заключаются в оказании
помощи заключенным:
– в осознании
необходимости изменения своей
судьбы. (Установление с этой целью
плодотворных и содержательных
отношений с клиентами, проведение
диагностической подготовки);
– в анализе
своих противоправных поступков
и потребностей;
– в коррекции
поведения, особенно в связи с
проблемами тюремного быта;
– в привитии
навыков поведения в других
жизненных ситуациях;
– в решении
административных и финансовых
вопросов.
Социальная
работа занимает особое место
среди других видов воздействия
на заключенных. В Исправительно-трудовом
кодексе выделяются пять основных
направлений исправления и перевоспитания
заключенных:
1) режим отбывания
наказания – система правоограничений
и дополнительных обязанностей,
возложенных на осужденного, которая
направлена на достижение целей
наказания;
2) общественно-полезный
труд – выступает в качестве
обязанности осужденного и права
лица, содержащегося под стражей;
3) воспитательная
работа – к ней относятся
культурно-воспитательная, духовно-воспитательная
работа, а также самовоспитание;
4) общеобразовательная
подготовка и профессиональная
подготовка;
5) оперативная
деятельность – направленная
на раскрытие совершенных и
предотвращение готовящихся преступлений.
их положений
включает в себя компоненты
социальной работы. И здесь социальную
работу необходимо рассматривать
и как самостоятельное направление
деятельности, не являющееся средством
исправления или перевоспитания заключенных,
но обеспечивающее успешное развитие
этих процессов.
По мнению западных
специалистов, работа пенитенциарного
института подразумевает терапевтическое
проникновение во все сферы
функционирования учреждения с
целью создания естественных
форм общения в максимально
приближенных к обычной жизни
ситуациях. Развивая идею относительной
открытости учреждения и включения
внешнего мира в его оздоровление,
предусматривают соответствующие
мероприятия, т. е. установление и
развитие социально-полезных связей
между заключенным и внешним
миром. Все связи, которые поддерживает
заключенный, можно условно разделить
на социально-полезные, социально-нейтральные
и социально-негативные.
Объектом социально-полезных
связей могут выступать семья,
близкие и друзья, представители
бывшего трудового коллектива, общественных
организаций, органов власти и
самоуправления. Задача социального
работника – выступать активным
посредником, всячески способствовать
развитию социально-полезных связей.
Область деятельности
социальных работников подразумевает
три пересекающиеся сферы: управление,
персонал, заключенные.
Под управлением
здесь понимается административная
деятельность, которая не предполагает
прямого общения с клиентом
и, как правило, носит распорядительный
характер. Главным образом предполагается
обработка и передача по инстанциям
заявлений и прошений, переговоры
с учреждениями социальной помощи,
социальной судебной помощи и
т. п.
Работа с персоналом
должна соответствовать тому, чтобы
само наказание служило цели
помощи, чтобы служба надзора
сознательно и активно участвовала
в лечении индивида. Правильное
сотрудничество с персоналом
открывает возможность создания
благоприятной терапевтической
среды.
Непосредственная
работа с заключенными распространяется,
с одной стороны, на индивидуальные
и групповые консультации, в ходе
которых обсуждаются возможности
помощи, касающейся различных сторон
жизни. С другой, она должна включать
«обучение жизни» при обмене
опытом и опосредованной индивидуальной
консультации. Также в задачи
входит помощь заключенному в
осознании своих психических
дефектов (страхов), организация консультаций
и лечения у специалистов с
целью их устранения.
Одна из самых
важных задач социальных работников
(социальных педагогов) состоит в
том, чтобы переформировать институт
тотального типа, каким являются
места лишения свободы, в институт
социального обучения.
В настоящее
время в России разрабатывается
переход пенитенциарной системы
от карательно-репрессивного характера
к системе, построенной на охранно-защитной
концепции.
Таким образом,
в связи с перспективами развития
исправительной системы перед
социальными работниками открывается
широкое поле деятельности, охватывающее
разные этапы работы с преступниками.
На них лежит обязанность
оповещать общественность о проблемах
в области отправления уголовного
правосудия и стимулировать изменения
в отношении общества к осужденным
как категории граждан.
4.4. Социальная
работа в социально-досуговой
деятельности
В специальной
литературе категория «социально-досуговая
деятельность» носит комплексный
характер, выражающийся в связях
с понятиями и идеями таких
наук, как история, педагогика, психология,
философия, социология, экономика и
право. Выделяясь из других видов
деятельности, она имеет свою
специфику:
• характеризуется
многообразием видов на базе
различных интересов;
• отмечает
личностную направленность;
• осуществляется
в свободное время;
• отличается
свободой выбора, добровольностью,
активностью, инициативой;
• обусловлена
национально-этническими, региональными
особенностями и традициями;
• носит гуманистический,
культурологический и развивающий
характер.
Рассматривая категорию
«здоровый образ жизни», можно отметить,
что в нее входит рационально организованный,
физиологически оптимальный труд, нравственное
воспитание, выполнение правил и требований
рационального питания, личной гигиены
и психогигиены, систематические занятия
физической культурой, эффективное закаливание,
организация досуга, отказ от вредных
привычек и т. д. То есть, в здоровом образе
жизни объединяется то, что способствует
выполнению индивидом тех или иных общественных
и бытовых функций в наиболее оптимальных
для организма условиях. Он формируется
многими сферами общества, связан с личностно
мотивационным воплощением человеком
своих социальных, психологических и физиологических
возможностей. От того, как формируются
навыки здорового образа жизни в юности,
во многом зависит, насколько раскроется
потенциал личности в будущем. В основном
этим и определяется деятельность социального
работника в воспитании культуры здоровья,
которая строится с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей человека.
Это позволяет выделить основные направления
деятельности социальных педагогов: эффективное
научно обоснованное закаливание; комплекс
психогигиенических и психопрофилактических
воздействий; рациональный режим труда
и отдыха; оптимальную и систематическую
физическую активность; учет влияния на
здоровье окружающей среды; вред и
пользу самолечения; аргументированную
и действенную профилактику вредных для
здоровья факторов и т. д. Главным местом
проведения досуговой деятельности и
социального воспитания становятся клубы
по месту жительства. Они максимально
приближены к месту проживания, доступны
и открыты для свободного посещения, в
них создается соответствующая атмосфера.
Для многих индивидов такие клубы становятся
местом, где в процессе проведения общих
мероприятий приобретается опыт позитивного
взросления и социальной ответственности.
Они получают возможность проявлять и
реализовывать полезные инициативы, приобретают
навыки организации своего досуга и свободного
времени своих друзей, получают опыт социального
партнерства, добровольного участия в
делах общества.
Сегодняшняя
социально-культурная деятельность
определяется следующими требованиями:
• содействовать
развитию собственной инициативы
и самоопределения;
• доставлять
радость и удовольствие, развивать
социальные отношения, открывать
возможность коммуникации и общения;
• способствовать
реализации общественной заинтересованности,
демократических инициатив и
участия в общественной жизни.
В этом случае
педагогические действия расцениваются
как партнерская помощь в приобретении
самостоятельности, для развития
которой необходимо выступать
с предложениями и подготавливать
соответствующую аргументацию для
их обоснования. Основными методами
выступают консультации, информация,
ориентация, просвещение, а также
поощрение, стимулирование, проявление
инициативы, социально-коммуникативных
и индивидуальных действий.
В условиях рыночного
реформирования становление системы
социально-досуговой деятельности
обусловлена общими процессами, происходящими
в обществе. При формировании этой системы
следует учитывать следующие принципы:
– диалектического
единства и преемственности социально-педагогического,
национально-этнического, культурно-исторического
опыта и традиций;
– гуманизации
содержания и всего воспитательного
потенциала, их подчинение интересам,
потребностям и установкам индивида;
– общественно-государственного
соуправления социально-досуговой
деятельностью, обеспечения децентрализации
и суверенности региональной
политики в социально-досуговой
сфере;
– приоритета
общечеловеческих интересов в
процессе освоения духовных и
нравственных ценностей;
– всеобщего
массового культуротворчества, самоорганизации,
самоутверждения личности как
доминирующего признака.
Таким образом,
социальная работа в системе
социально-досуговой деятельности
формируется на основе различных
теоретических подходов и призвана
оказывать влияние на структуру
жизненного пространства индивида
и его жизненные силы. Являясь
специфическим видом общественной
деятельности, она осуществляется
в свободное время, является добровольной,
отличается активностью, обусловлена
национально-этническими особенностями
и традициями, отличается многообразием
и глубокой личностной направленностью,
носит гуманистический и развивающий
характер.
4.5. Социальная
работа в сфере занятости
В условиях реформ
безработица – непременный атрибут
рыночной экономики. Проявляясь
через рынок труда, она не является
результатом функционирования только
рынка труда, он только органически
включен в систему рыночных связей, а спрос
и предложение рабочей силы формируются
за счет экономических и внеэкономических
факторов. Безработица всегда рассматривается
в контексте занятости: увеличение занятости,
как правило, снижает безработицу, тогда
как сокращение – увеличивает ее. По определению,
безработица – это количество незанятого
трудоспособного населения, желающего
работать. В макроэкономическом плане
безработица – это всегда недоиспользование
трудового потенциала общества, совокупной
рабочей силы как фактора производства.
В этом смысле безработица равносильна
избыточным производственным мощностям
или неиспользуемым земельным угодьям,
но, в отличие от избытка других факторов
производства, «лишняя» рабочая сила –
явление постоянное в рыночной экономике.
В зависимости
от причин возникновения безработица
бывает фрикционной, структурной, сезонной,
циклической.
Фрикционная безработица
связана с изменением в предложении
труда. Она традиционно рассматривается
как безработица, вызванная естественным
стремлением человека искать
более выгодные и интересные
сферы приложения своей рабочей
силы. Это безработица «между
работами», когда человек оставил
прежнее место и находится
в поиске другого. Она считается
неизбежной и желательной, поскольку инициатива
увольнения исходит от самого человека
и многие работники при увольнении переходят
с низкооплачиваемой, малосодержательной
на более оплачиваемую и интересную работу.
Структурная безработица
зарубежными экономистами относится
к категории «нормальной», поскольку
вызвана она структурными изменениями
в экономике: возникновением новых
производств и отраслей на
фоне постепенного стагнирования старых.
Это безработица среди тех, чьи профессии
уже устарели. Предложение труда, будучи
более инертным элементом рынка в силу
устойчивости психологических стереотипов
людей, зачастую не соответствует по качественным
параметрам изменившемуся спросу на труд.
В связи с невозможностью быстрой подготовки
новых и переподготовки ранее занятых
работников возникает дисбаланс спроса
и предложения труда в различных отраслях.
Она более длительная и нежелательная.
К структурной безработице относится
и технологическая, вызванная совершенствованием
технического уровня производств и отраслей.
Иногда технологическую безработицу рассматривают
как отдельный, особый вид безработицы.
Однако она выступает как часть и неотъемлемый
элемент структурной безработицы (в нормально
функционирующей экономике структурные
изменения всегда означают появление
более технологичных, наукоемких и технически
прогрессивных отраслей, т. е. всегда означают
технологические изменения).