Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:22, доклад

Краткое описание

В Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 1996 г. указываются цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с требованиями Всеобщей декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий проживания, принимать меры по охране их здоровья.

Вложенные файлы: 1 файл

общее.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

 

     Профессиональное  консультирование включает в  себя изучение профессиональных  интересов, повышение мотивации  к труду, выявление психологических  и психофизических особенностей  личности, предоставление рекомендаций  по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

 

    Профессиональное  консультирование можно подразделить  на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

 

    Личностная консультация  проводится, если психолог чувствует, что что-то мешает клиенту принять  решение. Препятствием могут быть  как внешние факторы, о которых  консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и т. д.), что выявляется  путем диагностики и использования  различных методов и приемов.

 

    Профотбор проводится  в целях выявления лиц, способных  успешно работать по той или  иной специальности. С помощью  тестирования на психофизиологических  приборах или компьютере, а также  с использованием бланковых психологических  методик определяются возможности, личностные качества, способности  безработного и соотносятся с  требованиями, предъявляемыми профессией  к человеку. Анализ результатов  по определенным критериям позволяет  сделать вывод о том, может  ли человек успешно работать  по данной профессии.

 

    Существует определенный  перечень проблем, с которыми  клиент центра занятости может  быть направлен к психологу: неадекватная  самооценка; неуверенность в собственных  силах; конфликтное поведение; неприятие  статуса безработного; потребность  в поддержке и сочувствии; профессиональное  самоопределение; расхождение запрашиваемой  профессии со специальностью  по диплому; выбор профиля переобучения; вопросы профессионального становления  и т. д.

 

    Профориентация, являясь  приоритетным направлением государственной  политики содействия занятости  населения, позволяет снизить общий  уровень социальной напряженности, повысить степень социальной  адаптации населения к современным  условиям жизни и уровень социально-профессиональной  активности граждан.

 

    Таким образом, государственная служба занятости  является одним из основных  гарантов получения консультации, профессиональной подготовки и  переподготовки различных групп  и категорий индивидов в соответствии  с интересами и потребностями  общества.

 

    Особо следует  отметить роль социальной защиты  в системе занятости населения. Это соответствующая политика  государства по обеспечению прав  и гарантий в области уровня  жизни: право на минимально достаточные  средства на жизнь, на труд  и отдых, на социальное обеспечение  по старости, болезни и в случае  потери кормильца, для воспитания  детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище  и т. п.

 

    В мире сложилось  две модели социальной защиты, различающихся в зависимости  от степени вмешательства государства  в экономику:

 

    • модель социально-демократической  ориентации с высокой ролью  государства в обобществлении  доходов и существенным значением  общенацио­нальных социальных механизмов управления (шведская модель);

 

    • неолиберальная  модель (американская) с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы.

 

    С учетом исторической  и национальной компоненты социальная  защита обусловливается большим  числом разнообразных факторов. Она зависит от уровня экономического, политического и культурного  развития общества, от переживаемого  им конкретного состояния.

 

    В числе ресурсов  социальной защиты можно назвать: налоги, уплачиваемые в госбюджет; взносы на обязательное государственное  социальное страхование; частные  средства – расходы предприятий  и организаций на социальные  нужды своих работников и частная  благотворительность. Относительный  недостаток ресурсов приводит  к избранию определенной организационной  модели социальной защиты. Государство стремится поддерживать только нетрудоспособных и бедных и в основном не косвенными способами (активная политика занятости, поддержка национального производителя и т. д.), а прямыми – различными пособиями на цели выживания: на детей в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; прямая выплата по бедности в местной социальной службе; ограниченное по прожиточному минимуму пособие по безработице; ограничивающий коэффициент в исчислении пенсий и т. п. Подобная идеология защитной политики государства обусловлена экономико-социальными итогами, сложившимися в обществе в реформенный период.

 

    Социальная защита  как любая действующая общественная  система имеет правовые, организационные  и финансово-экономические основы  своей деятельности, позволяющие  ей работать на население. Наиболее  фундаментальные права человека  в области уровня жизни, требующие  социальной защиты, формулируются  Конституцией и федеральным законодательством. В их числе: право на заработанный доход не ниже минимальной заработной платы, на государственную помощь при отсутствии прожиточного минимума, на социальное обеспечение и социальное страхование по возрасту, болезни, утрате кормильца и рабочего места, в случае рождения и воспитания детей, а также право на жилище, на охрану труда и здоровья, на основное общее и среднее профессиональное образование.

 

    Следует назвать  некоторые наиболее важные разделы  социально ориентированного законодательства:

 

    – по труду  и заработной плате (Трудовой  кодекс, законы о занятости, об  охране труда, о размерах минимальной  оплаты и др.);

 

    – по доходам (о прожиточном минимуме, об индексации, о восстановлении сбережений  и др.);

 

    – по пенсионным  делам (закон о государственных  пенсиях, о порядке их индексации  и назначения и др.);

 

    – по социальному  страхованию (основы социального  страхования, по медицинскому страхованию, страхованию здоровья на производстве, о негосударственных пенсионных  фондах и др.);

 

    – по детям (о  пособиях граждан, имеющих детей, о поддержке многодетных семей, семейный кодекс и др.);

 

    – по системе  социального обслуживания населения (законы об образовании, охране  здоровья, социальному обслуживанию  населения, инвалидов и пенсионеров);

 

    – по жилью  и коммунальным услугам (жилищный  кодекс, государственное регулирование  цен на энергоносители и др.) и пр.

 

    Права, прописанные в этих актах являются обязательными на всей территории страны и не могут быть снижены или ограничены в регионах. Если конституционные и другие  федеральные права определены и имеют реально обеспеченный механизм их соблюдения, то они приобретают новое качество и выступают как гарантии. Подобные механизмы включают в себя ряд структурообразующих аспектов:

 

    • организационные  и функциональные структуры управления  по реализации гарантий (госслужбы  социального блока и специализированные  учреждения, оказывающие социальные  услуги);

 

    • финансово-экономические  рычаги и институты (налоги, страховые  платежи, бюджеты, фонды и т. п.);

 

    • специализированные  регулирующие юридические нормы, уточняющие характер, форму и  порядок действий каждой гарантии  или их комплекса, распределяющие  ответственность по системе управления.

 

     Отношения по гарантиям регулируют действия участников: стороны, которая предоставляет гарантию  (гарант) и стороны, которая получает гарантию (контингент, клиент, получатель, объект и пр.).

     Определяющей  стороной является гарант, однако  в своих действиях он не  свободен: они зависят от объективных  возможностей гарантодателя (донора) и от состояния и потребностей  гарантополучателя.

 

     В настоящее  время действуют три основных  вида социальных гарантий:

 

     1) выплаты (минимальная  заработная плата, единая тарифная  сетка бюджетников, социальные трансферты  – пенсии, пособия, стипендии);

 

    2) льготы (скидки  по квартплате, лекарствам, транспорту  и т. п.);

 

    3) бесплатные услуги (образование, здравоохранение, услуги  социальных учреждений).

 

    Организационными  институтами реализации государственных  гарантий являются органы управления  социального блока – федеральные  и региональные. Возглавляет федеральные  органы социального управления  Министерство труда и социального  развития. На местах за эти  вопросы отвечает один из заместителей  главы администрации, который действует  через соответствующие местные  органы социальной защиты, занятости, различные специализированные комиссии  и комитеты (по молодежи, по опеке  и т. д.). Функциональными учреждениями, непосредственно осуществляющими социальную защиту являются: территориальные центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для несовершеннолетних, службы срочной социальной помощи, дома инвалидов и престарелых, отделения социальной помощи на дому и т. д.

 

    Финансовой основой  государственной социальной защиты  являются:

 

    • налоги с  юридических и физических лиц  и иные поступления в государственный  бюджет (таможенные сборы, деньги  от приватизации); 

 

    • страховые  взносы в фонды обязательного  социального страхования, взимаемые  с фондов заработной платы, индивидуальной  оплаты труда и некоторых других  видов доходов;

 

    • гуманитарная  помощь зарубежных государств, а  также связанные с этим кредиты  Мирового банка на социальные  трансформации.

 

     Субъектами  отношений по адресной социальной  помощи выступают: малообеспеченная  семья (одиноко проживающий гражданин) и территориальный орган социальной  защиты; объект отношений – нуждаемость  в материальной и иной поддержке  в трудной жизненной ситуации, из которой семья не может  выйти самостоятельно. Главный критерий  оказания социальной помощи –  отсутствие дохода на уровне  официально признанного на данной  территории прожиточного минимума; порядок предоставления – заявительный, временный, бесплатный и при условии  контроля над доходами, когда  каждый заявитель сообщает о  своем материальном положении  по официально установленной  форме, и сообщенные им сведения  могут быть проверены. Виды социальной  помощи – денежное пособие  по бедности, другая материальная  помощь (продукты питания, промтовары, средства гигиены, обслуживание  на дому и т. д.).

 

Таким образом,  социально-защитная функция государства должна исходить из необходимости поддержки реального содержания потребительских доходов и содействия их росту как основного средства преодоления падения уровня жизни, главного способа борьбы с бедностью и другими социальными негативами переходного периода.

 

    Таким образом, основными направлениями и формами  системы социальной защиты может  стать:

 

     • социальное  обеспечение и социальная помощь. Социальное обеспечение направлено  на содержание нетрудоспособных  членов общества: престарелых, инвалидов, потерявших кормильца, детей. Это  содержание осуществляется в  соответствии с законом из  двух источников: бюджета и фондов  социального страхования. За счет  бюджета обеспечиваются категории  нетрудоспособных, не застрахованных в обязательном порядке (престарелые, не имеющие трудового стажа, дети и т. п.), или имеющих профессиональные особенности трудовой деятельности и положения (военнослужащие и приравненные к ним категории и пр.). За счет страховых средств выплачиваются трудовые пенсии и пособия застрахованным. В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание пожилых, детей, дома престарелых и инвалидов, различные центры пребывания, реабилитации и т. д.;

 

    •  предоставление  льгот (скидок и субсидий). Льготой  называется особое по сравнению  с общим действующим порядком  преимущество, распространяемое на  отдельную группу населения (бесплатные  и со скидкой лекарства для  инвалидов, участников Великой Отечественной  войны, бесплатный и льготный  проезд на транспорте пенсионеров;  скидка на детей по подоходному  налогу и т. д.);

 

    • индексация  доходов населения. Это меры по  повышению реального содержания  основных доходов населения (заработной  платы, пенсий, пособий, стипендий) в  связи с ростом цен. По закону  «Об индексации доходов и сбережений  населения» (1991 г.) индексация должна  проводиться либо путем прямых  пересчетов и компенсаций, либо  путем изменения минимальных  размеров заработной платы (на  них ориентированы все социальные  трансферты) и минимальных размеров  пенсий;

 

    • обеспечение  минимальных социальных гарантий  по доходам (среди них главная  – прожиточный минимум);

 

    • регулирование  социальной сферы с помощью  государственных минимальных стандартов  и нормативов. (Это минимальные  расходы бюджета на образование  и здравоохранение, жилье, социальное  обслуживание нетрудоспособного  населения и т. п. В настоящее  время эти нормативы действуют  в бюджетном планировании и  регулировании на фактически  сложившемся уровне, который не  отражает минимальные потребности  указанной сферы);

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях