Социальная работа в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:39, реферат

Краткое описание

Социальная работа в системе образования - важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в этой сфере как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа в системе образования.docx

— 36.64 Кб (Скачать файл)

Социальный работник образовательного учреждения координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о социальном климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы [3].

Для решения всех этих проблем необходим комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социальной интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального работника, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социо-культурный и психологический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального работника помимо методологической и правовой литературы значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий социального работника включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история места жительства, диагностика социальной среды.

Помимо всего перечисленного, социальная работа по своей сущности является деятельностью, направленной на восстановление социальной справедливости и социального равенства: благодаря усилиям специалиста клиенту становятся доступными многие блага и услуги, должности и положения, которые ранее были недостижимыми [8].

Модернизация белорусского образования ставит задачу повышения качества обучения и воспитания школьников. В ее успешном решении определенную роль могут сыграть имеющаяся в общеобразовательной школе социально-педагогическая служба. Деятельность социально-педагогической службы направлена на решение воспитательных, социально-правовых, социально-реабилитационных и других задач, обеспечивающих социально-педагогическую защиту личности ребенка, что способствует успешности его обучения и воспитания.

 

За последнее десятилетие в Беларуси государством и гражданским обществом сделаны серьёзные законодательные, организационно-методические, кадровые и практические шаги для развития многообразных форм защиты и устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Но, к сожалению, проблема не только сохраняется, но и обостряется с каждым годом. Растёт количество детей, лишенных родительского попечения, увеличивается число детей-сирот, в основном социальных, всё больше становится детей, родители которых не занимаются их воспитанием.

Коренному улучшению ситуации препятствуют многие факторы, к основным из которых следует отнести отсутствие социально-культурных установок ценности семьи, недостаточное научно-методическое обеспечение региональных моделей социально-педагогической поддержки детства, отсутствие финансовой заинтересованности различных органов и систем в переходе от интернатной к семейной парадигме оказания помощи и поддержки детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации, косность административного мышления, и, самое главное, слабое взаимодействие государственных ведомств в координации усилий по оказанию помощи детям и подросткам, отсутствие их связи с общественными организациями.

Особо хотелось бы подчеркнуть недостаточную информированность специалистов о проблемах и современных достижениях в этой области, имеющемся опыте работы разных регионов, отдельных специалистов, а также слабую научную и теоретическую подготовку педагогов, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Педагогическое сообщество переориентируется сегодня на технологии обучения и воспитания, которые должны обеспечить успешную социализацию личности. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы образовательная система была открытой. Школа должна взаимодействовать с социумом, обеспечивать его педагогизацию с целью использования воспитательного потенциала в формировании и развитии личности ребёнка. Во многом решению перечисленных проблем способствует работа социального педагога, задача которого состоит в том, чтобы педагогическими методами, через воспитательную работу помогать учащимся решать острые жизненные проблемы, обусловленные сложными семейными и социальными ситуациями. Но наличие одного - двух социальных педагогов на большие ученические и родительские коллективы явно недостаточно для решения задач, стоящих сегодня перед "открытой" школой. Социальный педагог должен возглавить работу, которую вместе с ним будут выполнять учителя, классные руководители. Необходимо более тесное взаимодействие методической и социально-педагогической служб в образовательном процессе.

 

Литература

Бруднов А.С. Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 2004. - №1.

Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: Учеб. для студ. вузов / С.И. Григорьев: Гардарики: 2006.

Желдак Т.Н. Социальная работа в системе образования. Особенности, формы и методы социальной работы в школе

Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. - Владивосток: ДВГУ, 2004. - 85 с.

Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Слободина С.Н. Теоретические предпосылки технологии организации совершенствования профессиональной деятельности социальных работников // Экономические науки. - 2007. - №4.

Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. вузов / А.М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Технологии социальной работы: учеб. / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003.

Энциклопедия социальной работы. Т.3. / Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2008.


Информация о работе Социальная работа в системе образования