Социальная работа с безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Содержание

Введение
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Календарный план
Безработные как объект социальной работы ( лекция)
Семинария
Деловая игра «Зона комфорта»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Личностный опросник Г.Айзенка
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
Три упражнения для уверенности в себе
Заключение
Список литература

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_RF.docx

— 103.72 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования психологических особенностей личности безработных, проводимого с помощью  опросника Кеттела, были получены следующие  результаты.

Безработные в большинстве случаев характеризуются  яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью  поведения, готовностью к сотрудничеству, чутким и внимательным отношением к  людям, добротой и мягкосердечием. Им свойственны ответственность, обязательность, добросовестность, устойчивость моральных  принципов.

Они точны  и аккуратны в делах, во всем любят  порядок, не нарушают правила. Их отличает доверчивость и бескорыстие, покладистость  и доброта, слабость побуждений и  желаний. Подавленность связана  с отсутствием стремления к достижениям.

Мужчины-безработные  отличаются организованностью, умением  хорошо контролировать свои эмоции и  поведение, высокой эмоциональной  чувствительностью.

Женщины действуют  недостаточно планомерно, не стараются  преодолеть препятствия и доводить начатое дело до конца. Но у безработных  женщин выше интеллектуальные способности.

Меньше всего  среди безработных оказалось  лиц со следующими качествами: эмоциональная  стабильность, надежность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, независимость [17, с. 233].

Таким образом, безработица вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых  являются отчаяние, неуверенность, тревога  и т.п. Состояния стресса и дистресса, развивающиеся в процессе личностной дезадаптации безработных к современным  условиям жизни, неизбежно приводят к дезинтеграции как самой  личности, так и ближайшего социального  окружения.

 

Социальные последствия  безработицы

Безработица независимо от ее продолжительности  несет с собой множество проблем, оказывающих негативное воздействие  не только на безработных, но и на общественное развитие.

Конечно, от последствий безработицы страдают прежде всего сами безработные. Большинство  людей, лишившись работы, ощущают  отчаяние, растерянность, бессилие даже в том случае, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это  связано с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Для большинства людей работа является основным и очень часто единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, жилье, одежде и прочих материальных и нематериальных благах. Таким образом, одним из существенных последствий безработицы является падение материального достатка человека и его семьи, связанное с потерей работы и постоянного заработка.

Снижение  жизненного уровня, вызванное безработицей, заставляет безработного и его семью  тратить сбережения и продавать  ценные вещи, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни. Если безработица  затягивается, то безработному приходиться  жить на пособие, которое не способно сохранить из-за несоответствия прожиточному уровню привычный образ жизни. Доходы не позволяют полноценно питаться, что приводит к утрате здоровья, которое трудно поправить. Размер пособия из месяца в месяц уменьшается, что заставляет опускаться ниже черты бедности [6, с. 128].

Трудности безработного усугубляются еще и тем, что в  службу занятости делаются заявки не обо всех вакансиях, и поэтому  работающему человеку проще получить информацию о незаявленных вакансиях, чем безработному, который должен довольствоваться информацией, получаемой в органах службы занятости населения.

Если в  первые месяцы безработицы уволенный  с работы человек еще может  использовать ранее накопленные  средства и получать пособие по безработице, то через год вынужденной безработицы  он лишается материальной поддержки  со стороны государства. И это  не единственный вид тягот, с которыми сталкиваются люди, не имеющие работы на протяжении длительного времени. Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое  место. Это связано с тем, что  социальные связи, с помощью которых  можно получить информацию о возможностях трудоустройства, нарушаются. И к  тому же работодатели не спешат взять  на работу длительно безработного. Для работодателя длительное пребывание без работы является отрицательной  характеристикой. Это имеет рациональное объяснение, поскольку со временем теряется квалификация. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В том случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую-либо профессиональную деятельность. Этим людям необходимо пройти обучение новым профессиям, но для этого им необходима помощь и психолога и социолога [15, с. 105].

Кроме всего  прочего, потеря работы представляет собой серьезную психологическую травму. Безработица может приводить к ухудшению отношений в семье, агрессии по отношению к членам семьи, конфликтам и разводам. Поскольку психопатические симптомы встречаются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, можно заключить с достаточно высоким уровнем вероятности, что безработица отрицательно сказывается не только на тех, кого она затрагивает непосредственно, но и на тех, кто имеет к ней косвенное, опосредованное отношение.

Среди эмоциональных  последствий безработицы отмечается резкое снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение  депрессивного синдрома с суицидальными  тенденциями. Стресс, испытанный в период безработицы, может стать причиной сокращения индивидуальной продолжительности  жизни.

У детей в  семьях безработных чаще встречаются  отклонения в поведении. У супруги  безработного появляется то же психологическое  состояние, что и у него самого. Можно сделать вывод, что безработица является мощным источником стресса для всех, кто так или иначе попадает в поле ее действия. Работники, избежавшие увольнения, но находившиеся какое-то время под его угрозой, также переживают стресс, и по своей силе и последствиям психологическая травма. Наносимая ожиданием увольнения, может быть даже тяжелее, чем состояние человека, реально пережившего потерю работы [17, с. 238].

У безработных  наблюдается пассивность, растерянность, фрустрированность, неумение и неспособность  адаптироваться в резко изменившихся социально-экономических условиях, инфантильность и потребительская  позиция, обидчивость: что-то им не додали, кто-то им обязан, нет выраженной личной и социальной активности.

Кроме того, выделяют целый ряд социальных проблем, связанных с безработицей, которые  оказывают негативное влияние на всё общество в целом. Потеряв  работу и оказавшись без средств  к существованию, люди пытаются добыть деньги любым путем. Уже давно  считается, что безработица порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Особенно это касается молодежи, которая очень легко попадает под влияние криминальных структур, создает свои группировки, привыкает к «легкой жизни». Рядом исследований выявлена связь между безработицей и убийствами, насилием. Отсутствие работы ведет к обострению проблемы девиантного поведения: алкоголизации, наркотизации, росту проституции, бездомности [4, с. 243].

Еще одна проблема – это рост социально-политической напряженности, угроза социального взрыва, обострение межнациональных проблем, забастовки, манифестации, митинги, голодовки и другие формы протеста в области экономики.

Создается угроза роста массовой безработицы. Выключение из активной экономической жизни  большого количества трудоспособных ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для  оказания социальной помощи, возникают  проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки  мозгов»; снижение рождаемости и  увеличение смертности ведет к «старению населения» и увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке труда [6, с. 130].

Проблемы, вызванные  безработицей, не ограничиваются только перечисленными выше.

Она может  позволить предпринимателям еще  более понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности  безработицы, устанавливать более  продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т. д. [14, с. 330].

Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения, что вовсе не способствует социальному миру в стране.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения  человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой  судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это  убивает инициативу человека, порождает  у него неуверенность в своих  силах и возможностях, снижает  его трудовой и гражданский потенциал.

Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата в обществе. Она может  выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального  взрыва.

Таким образом, человек официально признанный безработным  приобретает не только определённые права и обязанности, которыми его  наделяет государство, но и множество  проблем, связанных с его новым  статусом, преодолеть которые самостоятельно под силу далеко не каждому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации.

Задание.

 Подготовьте доклады:

1.  Понятие, цели, направления  и методы профессиональной ориентации  и психологической поддержки  безработных;

2.  Особенности психосоциальной работы с безработными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Семинарская занятия

 

Тема: безработные как объект социальной работы.

Участники: безработницы.

Категория слушателей: безработницы и специалист по социальной работе.

Время проводение: 2 часа

Образовательные технологии:

- Мультимедийный проектор;

- Ноутбук;

- Компьютерный класс.

 

Контрольные вопросы для  самопроверки:

1)  Какова специфика оказания  психологической поддержки и  помощи безработным?

2)  В чем заключаются критерии  технологичности процесса?

3)  Существуют ли универсальные  технологии помощи различным  категориям клиентов?

4)  С какой целью создаются  кризисные центры, социальные гостиницы  и т.п.?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Деловая игра «Зона комфорта»

Описание деловой игры

Эта ролевая игра показывает, как  управлять стрессом в связи с  сокращением штата. Аудитория представляет собой реабилитационный центр для  безработных. Каждый участник, кроме  трех человек, исполняющих функции  работников центра занятости, будет  исполнять роль безработного, ищущего  работу.

Функции администратора – встречать клиентов, записывать их имена и узнавать, с кем они хотят побеседовать: психологом или консультантом по вопросам занятости. При необходимости нужно разъяснить, что психолог не консультирует по вопросам трудоустройства, но может помочь справиться с возникшим стрессом или другими подобными проблемами. Консультант по вопросам занятости может посоветовать, как получить новую работу или дополнительное образование. Если требуемый специалист в данный момент занят, попросите нового клиента подождать и пригласите его, как только выйдет предыдущий посетитель. Учитывая выполнение этих требований, в остальном вы можете интерпретировать роль по своему усмотрению.

Функции психолога – консультации по вопросам занятости – вне его компетенции, в остальном он может по собственному усмотрению интерпретировать роль по консультированию клиентов, находящихся в подавленном состоянии.

Функции консультанта по вопросам занятости – консультировать посетителей центра по вопросам приобретения дополнительного образования, повышения квалификации и поиска работы. В этих рамках он может интерпретировать роль по собственному усмотрению.

Постановка задачи

  1. Продемонстрировать попытку справиться со стрессом, вызванным сокращением.
  2. Показать способы создания «зоны комфорта» в контексте внеплановых и вынужденных изменений.
  3. Привлечь внимание к размеру и степени сложности проблемы безработицы.

Методические указания

Работникам центра занятости необходимо создать зону комфорта для людей, находящихся в подавленном состоянии, поскольку их сократили на службе и оставили без работы. Помимо доброжелательного  отношения, готовности помочь клиентам сотрудники центра должны создать максимум удобств для клиентов, как ожидающих своей очереди в приемной, так и в комнате для переговоров с клиентами.

В реабилитационном центре занятости  для каждого сотрудника должны стоять стол и стул. Рабочие места сотрудников  должны быть по возможности отгорожены друг от друга. Желательно в приемной на стенде поместить объявления об имеющихся вакансиях.

Описание хода деловой игры

В игре могут принимать участие  от 6 до 16 человек.

Все участники получают копию инструкции о перестановке мебели, описание ролей  получают администратор, психолог, консультант  по вопросам занятости. Далее участники  все вместе должны передвинуть мебель так, чтобы создать удобные условия  для безработных, обратившихся за консультацией.

Когда мебель будет переставлена, исполнители ролей безработных  должны покинуть комнату, чтобы обсудить, как они будут исполнять свои роли.

Далее работники центра занятости  занимают свои места за рабочими столами, приглашаются безработные, усаживаются  в приемной, начинаются консультации. После их окончания начинается обсуждение.

В ходе обсуждения выясняется:

  • удалось ли работникам центра занятости создать «зону комфорта» для людей, находящихся в подавленном состоянии;
  • если это удалось, студентов нужно попросить привести подобные примеры из своей практики;
  • что еще могли бы сделать работники центра для создания атмосферы поддержки и ободрения своих клиентов?

Информация о работе Социальная работа с безработными