Социальная работа с беспризорными и бездомными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. На проблему беспризорных власти впервые обратили повышенное внимание в 2001 году, когда милиция «изъяла» с чердаков, из подвалов, с вокзалов и др. 300 тысяч беспризорных детей. В марте 2002 г., когда по указанию президента Российской Федерации В.Путина была предпринята широкомасштабная акция по «окончательному решению проблемы беспризорности в России», в СМИ стали приводиться данные по поводу численности беспризорных, с экрана телевизора и со страниц газет звучала страшная цифра 2 миллиона и даже 4 миллиона человек.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Понятия и характеристика «безнадзорности» и «беспризорности».....4
1.1 Определение «безнадзорности» и «беспризорности»……..………...4
1.2 Причины беспризорности и безнадзорности подростков.…………..6
1.3 Социальный портрет и образ жизни беспризорника.………………..8
II. Социальная работа с беспризорными и бездомными…………….....12
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа с беспризорными и бездомными подростками.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                                   «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

 

 

 

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Психология социальной работы

ТЕМА: «Социальная работа с беспризорными и бездомными подростками»  

 

 

 

Выполнил:  студент 1 курса ВПО

Сигибиреева Диана Александровна

 

Проверила: Голубина Наталья Васильевна

 

 

УФА-2014 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

I. Понятия и характеристика «безнадзорности» и «беспризорности».....4

1.1 Определение «безнадзорности» и «беспризорности»……..………...4

1.2 Причины беспризорности  и безнадзорности подростков.…………..6

1.3 Социальный портрет  и образ жизни беспризорника.………………..8

II. Социальная работа с беспризорными и бездомными…………….....12

Заключение………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. На проблему беспризорных власти впервые обратили повышенное внимание в 2001 году, когда милиция «изъяла» с чердаков, из подвалов, с вокзалов и др. 300 тысяч беспризорных детей. В марте 2002 г., когда по указанию президента Российской Федерации В.Путина была предпринята широкомасштабная акция по «окончательному решению проблемы беспризорности в России», в СМИ стали приводиться данные по поводу численности беспризорных, с экрана телевизора и  со страниц газет звучала страшная цифра 2 миллиона и даже 4 миллиона человек. Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками.

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения данной темы. Одной из главных задач моей контрольной работы – это дать четкое понятие «безнадзорности» и «беспризорности», затронуть причины возникновения, охарактеризовать социальный портрет современного беспризорника и показать, как строится социальная работа с данными подростками.

 

 

 

 

 

 

I. Понятия и характеристика «безнадзорности» и «беспризорности»

1.1 Определение «безнадзорности» и «беспризорности»

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение понятий:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

А.М. Нечаева указывает на то, что необходимо различать понятия «беспризорность» и «безнадзорность». Безнадзорность есть отсутствие контроля за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это – характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц. Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.1

К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.

Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Большинство из тех, кто по долгу службы работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.

Исследователи выделяют три уровня пребывания беспризорных подростков в уличной среде, к первому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь – попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц. Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство. К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению.

1.2 Причины беспризорности  и безнадзорности подростков.

Социологи выделяют различные причины возникновения данного явления. Так, Е.Г. Слуцкий рассматривает три основные группы причин развития детской беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и психологические причины. К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых (данные явления часто становятся следствием социально-экономических факторов).

Психологические причины Е.Г. Слуцкий увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности).

Известный девиантолог Я. И. Гилинский связывает бездомность с низкими шансами найти свое место в обществе. В качестве причин им выделяются: недостатки личностного развития, нарушение социализации,

а также различные социальные факторы — безработица, люмпенизация населения, наличие института прописки.2

По моему мнению, одной из основных причин безнадзорности, является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ.

В наше время все чаще на социальное дно попадают дети не только  которые сбежали из дома, а также из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры

1.3 Социальный портрет и образ жизни беспризорника.

Проблема детского бродяжничества характерна, прежде всего, для крупных городов страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей из регионов. Уличные дети стремятся объединиться в группы, занимая определенные территории города. Из состава всех беспризорных 90% бродяжничают группами, которые в среднем составляют по 6-7 человек. Состав групп разнообразен (встречаются группы сверстников, разновозрастные группы детей, дети и взрослые, в т.ч. родственники, пары друзей/подруг, одиночки). Средства на жизнь беспризорные получают различными способами. Условно беспризорных можно классифицировать по тому, как они зарабатывают себе на жизнь:

- «Бутылочники», основные их доходы складываются из выручки от сданных бутылок.

- Воришки – они в основном занимаются мелкими кражами: «обчищают» карманы у пьяных и спящих, грабят камеры хранения, ларьки. Их используют взрослые преступники, если нужно «постоять на шухере» или, за определенную плату, взять вину на себя.

- Рэкетиры – вымогают деньги у сверстников или у продавцов в ларьках.

- Попрошайки – это в основном дети от 6 до 10 лет. Кто-то околачивается в центре города, кто-то – в метро и на местах массового скопления, просто с протянутой рукой, или приставая к прохожим.

Ко всему прочему, «дети улицы» подрабатывают грузчиками, носильщиками, которые помогают донести багаж до вагона (иногда унося его насовсем), продавцами, которые занимаются перепродажей сигарет и мороженного, подсобными рабочими на рынках, стройках; моют и заправляют на бензоколонках автомашины, оказывают различную помощь и услуги водителям, сторожат машины; занимаются сбором бутылок, цветных металлов, бумаги, ловят животных, рыбу, собирают грибы и ягоды; занимаются уборкой мусора, помещений, моют полы, убирают снег и торгуют газетами, расклеивают объявления, работают у частников на огородах, сбывают краденое, участвуют в азартных играх и иных криминальных и полукриминальных делах (например, умышленно бросаются под машины с целью получения денег с водителей с помощью взрослых сообщников) и т.д.

Во всем мире значительное число беспризорных детей вовлечено в проституцию (это относится к детям обоих полов). Проституцией беспризорные начинают активно заниматься с 15 лет. При этом «секс за деньги» включает в себя и участие в порнографических видео- и фотосъемках, секс с партнерами своего пола, групповой секс, сутенерство и прочее.

Для тех детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна – целая проблема. Дети скапливаются в отапливаемых общественных местах, например, на железнодорожных вокзалах или теснятся вокруг труб центрального отопления. Некоторые находят приют в подземных отсеках городской отопительной системы, где относительно тепло и безопасно. Подвалы зданий, чердаки, коммуникации теплотрасс особенно привлекают зимой, а летом – городские парки, скверы служат местом временного обитания бродяг. Места дневного и ночного пребывания групп беспризорных чаще всего не совпадают.

У большинства беспризорных наблюдается психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Основные виды заболеваний: простудные и бронхиальные, болезнь мочеполовых органов, желудочно-кишечные заболевания, болезнь печени, артериальные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, чесотка, лишай, аллергические заболевания, ревматизм, эпилепсия и иные психические заболевания, венерические заболевания, разрушены зубы, хронические кровотечения, сахарный диабет.

Информация о работе Социальная работа с беспризорными и бездомными подростками