Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 15:16, контрольная работа
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. На проблему беспризорных власти впервые обратили повышенное внимание в 2001 году, когда милиция «изъяла» с чердаков, из подвалов, с вокзалов и др. 300 тысяч беспризорных детей. В марте 2002 г., когда по указанию президента Российской Федерации В.Путина была предпринята широкомасштабная акция по «окончательному решению проблемы беспризорности в России», в СМИ стали приводиться данные по поводу численности беспризорных, с экрана телевизора и со страниц газет звучала страшная цифра 2 миллиона и даже 4 миллиона человек.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Понятия и характеристика «безнадзорности» и «беспризорности».....4
1.1 Определение «безнадзорности» и «беспризорности»……..………...4
1.2 Причины беспризорности и безнадзорности подростков.…………..6
1.3 Социальный портрет и образ жизни беспризорника.………………..8
II. Социальная работа с беспризорными и бездомными…………….....12
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………
Психическое перенапряжение приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства. Среди бродяг, доставляемых в социально-реабилитационные учреждения у 70% детей - нарушение психики.
Внешний вид беспризорного ребенка: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения, вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, обкусанные ногти пустой безразличный взгляд. Структура источников одежды и обуви для беспризорных разного возраста в целом идентична: то, что захватили с собой из дома или приюта, что дают незнакомые люди, что находят на свалке, что дают друзья, и иногда приходится воровать3. Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз, но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психологическое.4
Внутренние личностные качества резко отличаются от обычных детей. Беспризорники это, как правило, недисциплинированные дети, часто грубые, резкие, лживые, озлобленные. Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков. Как и все дети, подавляющее большинство беспризорных имеют мечты. В абсолютном большинстве случаев – это созидательные мечты (создать семью, найти работу, помогать другим и т.п.), только потом уже мечтают отомстить своим родителям, родственникам, другим обидчикам.
II. Социальная работа с беспризорными и бездомными.
В мировом опыте универсальным методом социальной работы с бездомными и беспризорными детьми является уличная социальная работа. К ее преимуществам относят:
■ охват большого количества детей, нуждающихся в помощи;
■ возможность реальной оценки их ситуации, а также потребностей и проблем.
Основными направлениями деятельности уличных социальных работников являются:
■ организация питания (подвижная, доставляемая периодически, стационарная);
■ оказание материальной, гуманитарной помощи в виде обеспечения одеждой, обувью, книгами и т.д.;
■ оказание медицинской помощи и поддержки (первичного лечения, взятия анализов, направления на лечение, принятия душа, стирки белья и т.д.);
■ индивидуальная профилактическая работа по недопущению роста количества безнадзорных детей и подростков и вовлечения их в уличную среду;
■ работа команд специалистов (врача, психолога, социального работника) на улицах города в местах обитания бездомных и безнадзорных подростков и т. д.
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:
Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.
Хотелось бы отметит, что сироты оказываются более уязвимыми, чем домашние дети, во время следствия, суда, отбывания наказания и после освобождения. Попав в поле зрения правоохранительных органов, молодые люди в силу личностной не зрелости и неспособности отстаивать свои интересы нередко берут на себя вину за нераскрытые преступления. Заключение воспитанника интерната под стражу сопровождается отчислением из учреждения и переходом под опеку органов внутренних дел. В результате социальный педагог детдома официально лишается права представлять интересы подростка, зачастую продолжая его опекать. На время следствия воспитанники школ интернатов и выпускники, если они жили в общежитии или квартире без контроля взрослых, попадают в изолятор (СИЗО). Защита прав такого подследственного оставляет желать лучшего, поскольку законный представитель (инспектор по опеке, социальный педагог и др.) не всегда юридически грамотно отстаивает интересы подопечного, адвокат оплачивается из бюджета со всеми вытекающими последствиями, а следователь, прокурор и судья нередко не имеют представления об особенностях сирот. Сироты заключенные представляют особую сложность для исправления, ибо они проще переносят неволю, имеют опыт приближенного к режимному существованию, знакомы с криминальной субкультурой. Даже не большой срок пребывания в колонии приводит к усилению всех видов депривации. Молодой человек, прошедший места лишения свободы, становится еще более запущенным, неспособным устроить свою судьбу. По моему мнению, необходимы реабилитационные центры для вышедших на свободу, детей сирот, где с помощью социального педагога, подросток мог бы адаптироваться к жизни, необходимы также меры поощрения за хорошее поведение.5
Также в системе социальной защиты важное место занимают специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей. Выделяют следующие типы таких учреждений:
Социальный приют - предназначен для безнадзорных и беспризорных детей, которые не помнят или не хотят вспоминать, где жили до того, как оказались на улице. В таком приюте ребенок находится до тех пор, пока не установят его личность, не проведут с ним работу по первичной реабилитации и не передадут на руки органам опеки и попечительства с тем, чтобы они определились в дальнейшем жизнеустройстве. Приют оказывает экстренную социальную помощь несовершеннолетнему. Главное отличие приютов от детских домов, заключается в том, что приюты – это учреждения временного пребывания детей сроком до 6 месяцев, в течении которых ребенку подыскивают усыновителя, опекуна или приемную семью, либо проводится работа по ликвидации кризисной ситуации в его родной семье, куда он может быть возвращен.
Социально-реабилитационный центр – в основном ориентирован на работу с безнадзорными детьми. Здесь работают с теми детьми, которые еще живут в своей родной семье, но имеют те или иные проблемы, с которыми справиться самостоятельно не могут. В данном центре работают педагоги, социологи и психологи, которые оказывают соответствующую поддержку детям. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее существенную поддержку семьям с детьми могут оказать центры социальной помощи семье и детям, где в основном содержатся дети, родители которых собираются лишить родительских прав. Это довольно долгий процесс, в течении которого ребенка необходимо забрать из опасного места. В данном центре работают специалисты разного уровня, в том числе и юрисконсульты, психологи, педагоги, врачи терапевты, наркологи и другие. Наличие специалистов разного профиля позволяет в комплексе помогать каждой конкретной семье в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Важнейшей задачей социальной деятельности должна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановлении утраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. А коррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только на ребенка, но и на его семью.
Заключение.
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Безнадзорность (включая и понятие беспризорности) – это социальный феномен, основной характеристикой которого является отсутствие у ребенка семьи или государственного попечения, надзора и контроля, обеспечивающих наличие реальных возможностей для его нормального физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания.
В своей работе я рассмотрела также деятельность социального педагога, именно на его плечи ложится весь груз ответственности по работе с такими подростками. Важнейшей задачей социально-педагогической деятельности должна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановлении утраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. А коррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только на ребенка, но и на его семью.
Литература.
Основная литература:
Дополнительная литература:
1 Рецензенты: Л.Л. Рыбцова, Р.А. Литвак. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.А. Мустаевой.
2 Платонова Н. М. Социальная работа с бездомными : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. М. Платонова. — М. : Издательский центр ≪Академия≫, 2011.—160 с.
3 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
4 Закомолдина Т.О Проблема социального сиротства в современной России.- Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право», 2008 год. №2 (4)
5 Смагина Л.И., Чернявская А.С. О проблемах сирот, нарушивших закон/ / Социальная работа. — 2007. — № 1. — С. 22—25.
Информация о работе Социальная работа с беспризорными и бездомными подростками