Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с
инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек
официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший
рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом
выражении.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . . 19
1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . ....30
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....44
Библиография . . . . . . . . . . . .
комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду
вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно,
социального и медико-социального характера.
В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в
статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и
инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию,
обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями,
средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную
подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на
бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае
неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в
учреждениях системы социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении
официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать
порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако,
часто становится для инвалидов сложной и труд новы полнимой процедурой.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности,
степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их
реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому
устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки
стойкого ограничения
жизнедеятельности и
социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом
прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более
4 месяцев; при
благоприятном трудовом
нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния
после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения
вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности;
работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения
клинического и трудового прогноза.
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в
учреждениях здравоохранения.
В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями
психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине,
приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности
его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям,
определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник
руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и
полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и
пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое
значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных
программ.
Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности
инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в
условиях экономического
кризиса и зарождающихся
стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует
неудовлетворенность
этой категории населения
практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в
вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы
врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента,
способствует его психической реабилитации.
При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям,
имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида,
но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются
в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для
родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных
потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи
инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками
территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь
при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на
дому, помогает
в организации санаторно-
приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих
аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию
родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим
питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и
другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью
которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен
родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и
защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания,
предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по
организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-
медицинские, организация
получения образования
физических и умственных возможностей и способностей, услуги, связанные с
социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, содействие в организации
ритуальных услуг.
Дополнительные
услуги, оказываются и
на дому создаваемыми в муниципальных ЦСО или при органах социальной защиты
населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием
здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицинских процедур
(перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-
гигиенических услуг, кормление ослабленных больных, проведение санитарно-
просветительской работы.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное
социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро
нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими
предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в
предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бесплатным горячим
питанием или продуктовыми наборами, организация экстренной медико-
психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических
и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного
(ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места
жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-
медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в
соответствии с их физическими и психическими способностями, правовые услуги.
Целью деятельности ЦСО является осуществление социального обслуживания
инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит
эффективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального
обслуживания;
- оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной
и иной помощи гражданам;
- содействие
в оптимизации у граждан,
реализации своих потребностей;
- обеспечение
обслуживаемым гражданам их
действующим законодательством;
- анализ уровня
социально-бытового
перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения,
внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера
нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к
решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям
населения и координация их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют
структурную организацию
аппарата входят следующие подразделения: отделение социального обслуживания
на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального
обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО создается для
временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично
утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней
поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО
направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в
привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и
физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем
предоставления
им в зависимости от степени и
характера нуждаемости
бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных
государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не
входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и
120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан
осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе
центра.
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания