Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Содержание

Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

                Семьи инвалидов вынуждены преодолевать  экономические трудности, вызванные  распадом производственно - реабилитационной  системы, основанной прежде на  труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

               Семейная жестокость служит средством  выплеска агрессивности, накопленной  под влиянием психотравмирующих  условий существования на наиболее  слабых и беззащитных. Она объясняется  также традициями, существовавшими  ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций.

 
3. Социальная работа  с неблагополучными семьями

 

3.1 Социальная защита  семьи

               Определяющее значение в обеспечении  жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

               К настоящему времени сложились  четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на  детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы  семьям с детьми, родителям и  детям;

3) бесплатные выдачи семье и  детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным  женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

              В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами СЗ являются:

1) реализация установленных законом  социальных прав и минимальных  социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного  обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы СЗ к изменяющимся  социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений  социального обслуживания, расширение  перечня предоставляемых населению  социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации  СЗ на основе формирования  законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к  различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных  форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая  реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);

Основными принципами СР с семьей являются:

приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

обоснованное использование власти и контроля;

учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций", "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров", "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц", "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и др.

              Для решения конкретных задач  СЗ семьи шире стал применяться  программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению  федеральная программа "Дети России", в которую входят шесть целевых  программ: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Развитие индустрии детского питания", "Планирование семьи".

              Вместе с тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее  ввести в действие новые государственные  стандарты социального обслуживания  семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.

             В работе с семьями разного  типа наиболее полно раскрываются  профессиональные качества социального  работника как социального педагога  и психолога, экономиста, юриста  и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь. 

 

3.2 Социальные службы  семьи

               Для управления государственной  семейной политикой созданы соответствующие  комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

               Служба семьи - один из механизмов  регулирования брачно-семейных отношений  в рамках социальной работы  с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

             На начало 1998 г. действовало 115 центров  социальной помощи семье и  детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми.

             Наиболее целенаправленно сеть  учреждений социального обслуживания  семьи и детей развивается в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.

             В Республике Тыва действует 15 центров социальной помощи семье  и детям, из них 2 центра социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая служба "Телефон доверия". Для обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.

             В Юго-Восточном административном  округе (ЮВАО) г. Москвы из фонда  правительства Москвы ежемесячно  осуществляются выплаты многодетным  семьям (на детей до 3 лет и имеющим 3 и более детей), студенческим семьям.

             Основные направления реализации  семейной политики в Краснодарском  крае включают в себя создание  системы социальной и психолого-педагогической  помощи семье, охрану здоровья  матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

             Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей. 

 

3.3 Социальное обслуживание  семьи

              СО семьи - деятельность социальных  служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система СО имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров. СО осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.

             Виды СО: - социальный патронаж  детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

             СО в стационарных условиях  граждан, нуждающихся в постоянном  постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

             организация дневного пребывания  в учреждениях СО с предоставлением  социально-бытового, медицинского и  иного обслуживания в дневное  время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;

             консультативная помощь гражданам  и семьям в социально - экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой  защиты; реабилитационные услуги  в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др. 

 

3.4 Социальная помощь  в виде социальных пособий

            СП - это выплаты, производимые гражданам  в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

            Федеральным законом от 7 августа 2000 г. "О порядке установления  размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов.

            Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных  выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями