Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Содержание

Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 
3.4.1 Денежные выплаты  в связи с материнством, отцовством  и детством

              Конституция РФ предусматривает, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п.2. ст.7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п.1. ст.38).

               Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т.д.

                Богатый арсенал правовых способов  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства содержится в праве  социального обеспечения. К их  числу относятся, в частности, пенсии  на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой СП, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры СЗ многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

                Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении  и равных возможностях для  трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г., дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

                Одной из наиболее действенных форм СЗ семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.

               Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).

              Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется  на всех граждан России, проживающих  на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России. Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г. Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

              Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, в частности, установление  минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

             Цель такого пособия - возместить  утраченный заработок в связи  с необходимостью прекращения  женщиной трудовой деятельности  в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:

подлежат государственному социальному страхованию, т.е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);

обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;

проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;

принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение

              Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает  условия для непосредственных  контактов; не имеет жестко структурированной  системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

              Выполняет ли сегодня семья  эти и подобные ресоциализирующие  функции в обществе или нет, видно из большого процента  беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.

               Наиболее острые социальные проблемы  семьи выражаются сегодня в  резком социально-экономическом  расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

               Большого внимания требует разрешение  проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

                Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Библиографический список

1.  Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

2.  Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

3.  Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.

4.  Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

5.  Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.

6.  М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

7.  Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.

8.  Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

9.  Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

10. Психология семейных отношений  с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

11. Райгородский Д.Я. Психология  семьи. (Серия "Психология семейных  отношений"). Учебное пособие для  факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002. - 752 с.

12 Сафронова В.М. Прогнозирование  и моделирование в социальной  работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

13 Социальная политика: Учебник / Под  общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.

14 Социальная работа: теория и  практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.

15 Социальная педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб, заведений / С69Под  ред.В.А. Никитина. - М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

16 Старовойтова Л.И., Золотарева  Т.Ф. Занятость населения и ее  регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7

17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.

19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория  социальной работы: Учебное пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

 


Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями