Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования - проблема социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации особенно актуальна в настоящее время, так как социально - экономические реформы в России, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере распределительных отношений и переходом к рынку, в корне изменили контекст социальных условий жизни граждан России. Рыночные отношения, утверждая логику конкурентной борьбы, оставляют в тени судьбы многих представителей социально уязвимых слоёв населения, порождают у них чувство неуверенности, тревоги, незащищенности. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, значительная часть пожилых людей обнаруживает «привыкание» к своему обособленному положению в обществе, что имеет негативные последствия для самих пожилых людей, и для их социального окружения.

Вложенные файлы: 1 файл

социальная работа с пожилыми людьми.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.

В 2001 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Старшее поколение», утверждённой Правительством Российской Федерации в 1997 году. Программа была ориентирована на внедрение новых форм и методов работы по охране здоровья, социальной защите, социокультурному обслуживанию граждан старшего поколения, на укрепления материально – технической базы учреждений социальной сферы.

Федеральная целевая программа «Старшее поколение» стала выражением позитивного отношения государства к социально – экономическим условиям жизни пожилых людей, инструментом сильной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, положительным примером для властных структур субъектов Российской Федерации.

Чтобы сохранить преемственность мероприятий по укреплению социальной защиты пожилых людей и улучшению их социального положения, Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения разработал федеральную целевую программу «Старшее поколение 2 на 2004 – 2006 годы», которую Правительство Российской Федерации постановлением № 70 утвердило 29 января 2004 года.

Цель программы – создание условия для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступной медицинской помощи, образовательных, культурно – досуговых и иных услуг, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества. [17]

Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России работает около 1580 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и посёлках и имеют в своей структуре: отделение социальной помощи на дому; отделение дневного пребывания; отделение срочной помощи.

Темпы развития сети нестационарных учреждений социального обслуживания являются в количественном и качественном отношении отражением реальных социально – экономических возможностей.

Наибольшее количество центров социального обслуживания имеется в Москве, Ростовской, Челябинской, Кемеровской, Самарской областях.

В своём большинстве центры социального обслуживания стали многопрофильными учреждениями, способными предоставлять разнообразные по видам и формам услуги, включая услуги и медико – социальные, бытовые и торговые.

Численность граждан пожилого возраста, обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому, ежегодно увеличивается. Постепенно проявляется и то обстоятельство, что острота проблемы предоставления престарелым социальных услуг в основном снята. Предоставление социальных услуг на дому является приоритетной формой социальной помощи. Она остаётся самой востребованной и экономически выгодной. В отделениях социального обслуживания на дому ежегодно оказывается помощь более 1,5млн. человек. В целом по стране в 2007 году на надомное обслуживание дополнительно принято около 25 тыс. человек. [18]

Более инициативной стала работа по предоставлению платных социальных услуг. Это связано с принятием Правительством Российской Федерации постановление по данному вопросу. Введение оплаты услуг позволяет, с одной стороны, более полно реализовать принципы социальной справедливости, адресности предоставления помощи, исключить элементы социального иждивенства среди обслуживающих граждан, а с другой – изыскать дополнительные внебюджетные средства финансирования социального обслуживания.

Большой объём работы выполняется службами срочной социальной помощи. Оказывается разовая помощь. Формы её оказания самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание до ремонта бытовой техники и обеспечения топливом престарелых и инвалидов. Таким образом, деятельность служб срочной социальной помощи становится действенным фактором смягчения социальных проблем пожилого населения.

В половине всех центров социального обслуживания действуют отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. По исследованиям, проводимым Министерством труда и социального развития, 74 % опрошенных клиентов ответили, что главная причина, приводящая их в центры, - это желание общаться; 26 % - признались, что главным моментом было получить бесплатный обед; 29% - порадовались возможностям избавить себя от процесса приготовления пищи.[19] Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая клубы по интересам.

Сегодня социальные службы решают и такие задачи, как оказание натуральной помощи (бытовые услуги, организация торгового обслуживания). Так, например, в Центре социальной помощи г. Томска создан банк вещей б/у, «Росинка». Банк вещей пополняется усилиями жителей города, фонда милосердия и здоровья, а так же благодаря гуманитарной помощи из – за рубежа. Силами работников центра выращивается картофель в колхозах Томской области. Картофелем обеспечиваются одинокие престарелые граждане, у которых пенсия меньше прожиточного минимума. Для оказания материальной помощи пенсионерам создана касса взаимопомощи, где пенсионеры в порядке очереди могут получить беспроцентные ссуды из средств районного бюджета. Организованна служба «Ритуальные услуги», что очень удобно для близких родственников, приехавших из других городов, чтобы проводить своих умерших родных в последний путь.[20]

Деятельность нестационарных учреждений социального обслуживания максимально приближена к реальным нуждам пожилых людей. Анализ состояния и развития сети нестационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста построен на основе данных формы статистической отчётности 7 – собес.

Предваряя анализ статистической информации, хотелось остановиться на ряде факторов, влияющих на динамику показателей и достоверность информации. Объём работ нестационарных учреждений во многом зависит исключительно от выделяемых средств, как правило, из местных бюджетов, что отражается на динамике данных. С этой проблемой не раз сталкивались специалисты – статистики, занимающиеся сбором и анализом информации. Если средства на содержание учреждений в данном году были выделены в большем объёме, чем в предыдущем, то и показатели деятельности могут быть больше по сравнению с предыдущим годом. И наоборот: учреждение сохраняет свой статус, а средств в этом году не выделялось вообще или намного меньше предыдущего года. Это следует учитывать при сравнении данных. И ещё одна серьёзная проблема: текучесть кадров, что так же не может не отражаться на качестве статистической отчётности.[21] (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Отмечая положительную динамику развития учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, следует подчеркнуть в полной мере потребности пожилых людей в социальных услугах, и охватывает лишь незначительную часть населения, что свидетельствует о необходимости расширения инфраструктуры социальных служб.

2.2 Стереотипный подход  к вопросу социального обслуживания  на дому в Томской области

Старость – скорбь по уходящим друзьям, грусть по пролетевшим годам, долгие бессонные ночи, тяжёлые хвори. Но самое страшное в старости одиночество. Когда в прямом смысле слова некому подать стакан воды. К сожалению, таких беспомощных, одиноких людей у нас не мало. Помочь им справиться со своими трудностями, не столь остро чувствовать своё одиночество – в этом одна из задач отделений социальной помощи на дому.

Первое отделение социальной помощи на дому создано в Кожевниковском районе, Томской области в 1988 году. Опыта работы не было, приходилось приобретать его на ходу. Отделение состояло из 8 социальных работников, каждый должен был обслужить 10 – 12 одиноких нетрудоспособных граждан. Из методической литературы имелось только «Временное положение» и образец «Карты на одинокого нетрудоспособного», нуждающегося в обслуживании на дому. Вся документация разрабатывалась самостоятельно, в процессе работы. А начиналась она с подбора контингента обслуживания. Обращались в домоуправления, к участковым врачам, но в основном сами обходили дома, беседовали с жильцами, со старшими домов. За месяц было сформировано полное отделение из 82 человек.[22] Социальные работники подобрались отзывчивые, неравнодушные к чужой беде. Сначала к ним относились с недоверием, но вскоре об этой службе стало известно многим районе. Трудностей в то время было очень много: огромные очереди в магазинах – добились внеочередного обслуживания социальных работников; отсутствие основных продуктов – добились, чтоб их оставляли социальным работникам; отсутствие транспорта – добились выделения денег на покупку нескольких велосипедов, для поездок к отдалённым клиентам. Авторитет служб рос, возникла необходимость открытия второго отделения на дому. Так как потребность в надомном обслуживании росла, вскоре было создано ещё одно отделение социальной помощи на дому.

По состоянию на 1.12.2004 года в Томской области – три отделения, 32 социальных работника, под постоянным наблюдением которых находится 238 человек.[23]

Сегодня отделения социальной помощи на дому являются структурными подразделениями центра социальной поддержки населения Томской области, оказывающего широкий спектр разнообразных услуг. Надомное обслуживание осуществляется социальными работниками. Их труд нелёгкий со всех точек зрения. Ведь найти контакт со старым, больным, нередко издёрганным нервным человеком сложно. Один – измучен после операции, плохо разговаривает, его нужно терпеливо выслушивать, понять чего он хочет; другая – в плохом настроении и не желает разговаривать; третья решила проверить вес принесённых продуктов, и со всеми надо быть спокойным, выдержанным. Лишь чутким сердцем можно понять, неуравновешенность эта – не каприз или плохой характер, она от тяжелого бремени старости, болезней, одиночества. Ведь зачастую, кроме социальных работников, никто не заглядывает в дома стариков.

Можно привести массу примеров, когда социальные работники выполняют по собственной инициативе, из сострадания, работу, не входящую в круг их обязанностей. Сотрудники центра стараются оказать пенсионерам любую помощь, в которой они нуждаются – материальную, социальную, психологическую, юридическую.

С 1.02.2001 года все отделения социальной помощи на дому перешли на предоставление социальных услуг на платной основе.

Перед этим была проведена предварительная работа, входе которой каждый подопечный был ознакомлен с условиями перехода на платное обслуживание, каждому персонально объяснилось на каких условиях он будет обслуживаться, какие документы будет оформлять, когда нужно производить оплату.

Лица, принимаемые на социальное обслуживание на дому, заключают письменный договор с Центром социального обслуживания, который определяет:

1.  Права и обязанности сторон

2.  Перечни услуг (виды и периодичность оказываемых услуг)

3.  Ведомости, справки (порядок и размеры оплаты по фактически выполняемым услугам)[24]

Стоимость услуг, предоставляемых гражданам отделениями социальной помощи на дому, в настоящее время определяется из тарифов на платные услуги, утверждённые распоряжениём Администрации Томской области № 1873-р от 26.12.2004 г.

Дополнительные услуги, не входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются на условиях полной оплаты в соответствии с установленными тарифами на платные услуги, распоряжением Администрации Томской области. Дополнительный перечень утверждён Администрацией города 24.09.2007 года.

За 2008 год семи отделениями социальной помощи на дому обслужено:

Бесплатно 1676 человек;

50% - 678 человек на сумму 40895,94 руб.

100% - 269 человек на сумму 24324,30 руб.

Дополнительные услуги предоставлены 76 человекам на сумму 10734,54 руб. Общий доход составил 43593,58 руб.

На 1.02.2009 года в отделениях социальной помощи на дому на учёте состоит 14983 одиноких и одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов.

2934 человек проживает  в частном секторе – 9,6%

6983 человека проживает  в сельской местности – 48,1%

5066 человек проживает  в благоустроенном секторе – 42,3%

Зачисление граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому производится на основании нормативно – правовых документов. Так социальным обслуживанием на дому обеспечиваются люди пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды.

Зачисление производится на основании:

1.  Личного заявления на имя руководителя ЦСПН по Томской области;

2.  Акта обследования (недельный срок с момента получения заявления);

3.  Справка о составе семьи;

4.  Справка о размере получаемой пенсии или материального положения семьи;

5.  Заключение о состоянии здоровья и отсутствия у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.[25]

В соответствии с Законом РФ «О социальном обслуживании граждан и инвалидов» от 2.08.1995 г. № 122, а также в целях упорядочения в оформлении и выдачи медицинских заключений для социального обслуживания на дому в соответствии с приказом МСЗ № 218 от 15.09.19995 г. «О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому» Департаментом Здравоохранения г. Томска и Томской области совместно с Центром поддержки населения в 2003 году была разработана единая медицинская справка для зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обеспечение на дому.

Все обслуживаемые пенсионеры и инвалиды, и все, вновь принимаемые на обслуживание, имеют медицинские справки нового образца. Центральные поликлиники наших областей выдают справки установленной формы, в данное время медицинские справки выдаются бесплатно.

Справки отражают необходимые сведенья о здоровье граждан:

социальный статус

нарушение здоровья

степень утраты самообслуживания

степень ограничения передвижения

наличие противопоказаний к обслуживанию на дому

срок действия справки

Социальное обслуживание предоставляется пожилым гражданам и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и передвижению, при отсутствии медицинских противопоказаний:

- психические расстройства (в стадии ремиссии)

- туберкулёз (за исключением  активной формы)

- тяжёлые заболевания (в  том числе онкологические в  поздних стадиях)

Чтобы получить медицинскую справку для зачисления на социальное обслуживание на дому пенсионеры и инвалиды проходят медицинскую комиссию:

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми