Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:36, контрольная работа
Актуальность темы исследования - проблема социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации особенно актуальна в настоящее время, так как социально - экономические реформы в России, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере распределительных отношений и переходом к рынку, в корне изменили контекст социальных условий жизни граждан России. Рыночные отношения, утверждая логику конкурентной борьбы, оставляют в тени судьбы многих представителей социально уязвимых слоёв населения, порождают у них чувство неуверенности, тревоги, незащищенности. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, значительная часть пожилых людей обнаруживает «привыкание» к своему обособленному положению в обществе, что имеет негативные последствия для самих пожилых людей, и для их социального окружения.
- Обеспечение системного подхода к решению проблем пожилых людей;
- Мобилизацию усилий общества на решение проблем старшего поколения.[38]
Реализация в Томской области среднесрочной целевой программы «Старшее поколение», встроенной в единое общероссийское пространство мер по решению социальных проблем пожилых людей, свидетельствует о внимании администрации города и области к нуждам граждан старшего поколения и признании роли программы как составной части механизма государственной социальной политики, позволяет осуществлять практическую деятельность по обеспечению социальной защиты пожилых людей на программно – целевой основе (см. Приложение 1).
3.3. Социальное обслуживание пожилых людей на основе индивидуального подхода в Томской области
Порядок организации социального обслуживания пожилых людей регламентирован рядом федеральных законов и нормативных правовых документов федерального и регионального уровня, однако в них в должной мере не акцентируется внимание на индивидуальном подходе к каждому человеку. Отчасти это объяснимо, так как федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» вступили в силу в 1995 году, когда процесс становления учреждений социального обслуживания населения только набирал силу.
Опыт работы Центра социальной поддержки населения Томской области показал, какое немаловажное значение для пожилых людей имеют сохранение социальной активности, преодоление одиночества, как важно им ощущать свою полезность, значимость для семьи, окружающих, общества. Поэтому целью работы Центра стало повышение жизненного потенциала и улучшение общего психического состояния пожилых людей в условиях обслуживания на дому путём:
- развития индивидуального подхода к оказанию социальных услуг;
- проведения социально
– психологической
- содействия в адаптации
пожилых людей к
- развития партнёрских
отношений с другими
Для решения этих задач социальные работники совместно с медицинским персоналом и психологом оценивают нуждаемость пожилых людей в социальных услугах, на основе составления функциональных оценок определяют, какие виды самообслуживания клиент может выполнять сам, какие – с некоторой помощью, и какая деятельность оказывается для него совершенно недоступной. Оцениваются состояния психического здоровья и круг общения пожилых людей. Немаловажно выявить наличие родственных связей и уровень доходов клиента (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)[39].
На основании этого составляется индивидуальный план мероприятий по уходу. В дальнейшем был предложен алгоритм оценки нуждаемости в социальных услугах, который включал в себя пять ступеней:
1. Поступление заявления и информации от заявителя.
2. Составление акта первичного обследования, в котором указана причина обращения. Если в процессе обследования выявляется нуждаемость клиента в постоянных услугах на дому, то получают его разрешение на дальнейшее комплексное обследование.
3. Получение в учреждениях здравоохранения медицинского заключения о состоянии здоровья клиента, степени его самостоятельности и необходимости в социальном обслуживании на дому с соответствующими рекомендациями по уходу и профилактике болезней.
4. На основании поступившего заявления, акта первичного обследования и медицинского заключения социальным работником и психологом составляется детальный акт оценки нуждаемости в социальных услугах, при заполнении которого руководствуются индивидуальными потребностями клиента. После выявлении проблем клиента и возможных рисков даётся заключение о возможности обслуживаться на дому.
5. Составляется план мероприятий по уходу, в котором учитываются социальные проблемы клиента и возможные способы их решения. План мероприятий по уходу согласовывается с клиентом или его представителем. Предусматривается весь пакет социальных услуг, удовлетворяющих потребности клиента, в том числе услуг, оказываемых различными учреждениями, родственниками, соседями и другими лицами.
Социальный работник, реализуя социально – бытовые и реабилитационные мероприятия, следит за их соответствием ожиданиям и возможностям клиента. В случае изменения обстоятельств, план корректируется.[40]
Сотрудниками Центра разработан «Справочник по составлению планов мероприятий по уходу», включающий перечень физических возможностей клиента (например, двигать правой / левой рукой, пересесть с кровати на стул, встать с постели, присесть, наклониться, передвигаться по дому, выполнять целенаправленные движения, спускаться / подниматься по лестнице, другое), нарушение органов чувств, индивидуальных средств реабилитации (например, для подъёма с постели, приёма пищи, пользования туалетной комнатой, передвижения по улице), характеристик личной безопасности клиента (доступ к телефону, соблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, способность пользоваться бытовыми электроприборами), социально – психологических проблем, социальных контактов и психологических особенностей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Одновременно с выполнением работ проводится обучение социальных работников для расширения знаний в области геронтологии, психологии зрелости и старения, индивидуального подхода в работе с людьми пожилого возраста, а также организуются семинары – практикумы по проведению функциональных оценок и составлению индивидуальных аланов обслуживания.
Предоставление социальных услуг теперь основывается исключительно на индивидуальных планах обслуживания, составленных по результатам оценки нуждаемости. Произошёл сдвиг от подхода «один социальный работник – один пользователь услуг» к бригадному методу работы.
Социальные работники в рамках бригадного метода обслуживания оказывают следующие услуги:
- доставка пищи и продуктов питания для самостоятельного приготовления;
- работа на дому;
- оценка нуждаемости в
социальных услугах, составление
и изменение планов обслуживани
- координация услуг.
В ходе индивидуальной оценки нуждаемости практикуются беседы с пользователями услуг – пожилыми людьми – по выявлению приоритетности их потребностей. Планы обслуживания конкретны по содержанию и разрабатываются различными специалистами. Конкретность планов подразумевает, что социальные работники выполняют то, что «прописано» в формах, клиенты не могут призвать их в любое время и просить выполнить «что угодно». Учитывается такое требование к планам, как их выполняемость, реальность. Регулярный пересмотр и внесение изменений в зависимости от обстоятельств также служат этой цели.
Пожилого человека посещает несколько социальных работников. В результате бригадного метода социальные работники не испытывают перегрузки, график работы составляется так, чтобы он совпадал со временем, когда потребность в обслуживании больше (например, утро или вечер). Кроме того, такой метод работы позволяет значительно экономить рабочее время и высвободить скрытые ресурсы.
Одним из направления расширения сферы оказываемых социальных услуг является привлечение подростков к работе с пожилыми людьми через молодёжную биржу труда и отдел занятости населения на добровольных началах или оплатой их труда за счёт средств, выделяемых на организацию общественных работ. К участию в молодёжных социальных акциях привлекаются подростки из неблагополучных семей, воспитанники детского социального приюта, детского дома, школьники.
В результате улучшается психологическое состояние пожилых людей, уменьшается число обращений в медицинские учреждения и социальные службы за оказанием социально – бытовой и другой помощи, расширяется круг общения.
Администрация города и области, руководители предприятий, учреждений, общественность стали, уделяясь больше внимания нуждам пожилых людей. Распространены обращения главы администрации города и области к руководителям предприятий с целью выделения средств на провидение мероприятий для пожилых людей, оказание материальной помощи бывшим работникам, вышедшим на пенсию, создание специально фонда поддержки ветеранов войны. В итоге пожилые люди чувствуют уважение к себе, осознают себя уникальной личностью независимо от сложившихся обстоятельств.
Можно по – разному понимать и трактовать принципы, определяющие концепцию социальной защиты пожилых людей, но в любом случае ключевыми будут принципы, выражающие стремление обеспечить индивидуальный подход, комплексность социальных услуг и адресность помощи, стимулировать позитивно – активный подход со стороны клиента.
Новшество заключается в организации социального обслуживания на дому именно с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточных для обеспечения независимой жизни клиента в той или иной степени, в какой это возможно в нынешних социально – экономических условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были проанализированы существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей. При помощи совокупности методов – сравнительного, статистического, логического выявлены особенности современного состояния системы социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Оценена новая концептуальная модель социальной поддержки пожилых людей, применяемая в региональной практике, и выделены перспективы её развития.
Исследования подтверждают, что существующая проблема старения населения влияет на жизнеспособность общества в целом. Поэтому для решения демографических и социально – экономических проблем людей «третьего возраста» следует отходить от традиционных мер социального обслуживания пожилых граждан. Многие традиционные меры не могут обеспечить решение проблем пожилых людей, так как их суть состоит только в обеспечении ухода за пожилыми людьми и создание для них условий получения устойчивого дохода.
Однако, пожилые люди нуждаются в большем – в создании условий для самореализации, для расширения и закрепления разнообразных социальных контактов.
Учреждения социального обслуживания имеют большое значение в социальной защите пожилых и старых людей. Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, на своё место и роль в социальной организации.
Но следует отметить, что существующая сеть таких учреждений не в состоянии удовлетворить в полной мере потребности пожилых людей и поэтому необходимо расширить инфраструктуру социальных служб, переосмысление профессиональной деятельности в контексте принципа активизации клиентов.
Поэтому первый этап в создании Центров социального обслуживания нового поколения видится в подготовке профессионалов – геронтологов, обладающих всеми необходимыми знаниями в области социальной геронтологии, психологии, педагогики, медицины для успешной социальной работы с различными категориями пожилых и старых людей.
Второй этап – перестройка работы отделений социальной помощи на дому, суть которой в смене приоритетов с обслуживанием на реабилитацию. Здесь перспективным видится развитие бригадной формы социального обслуживания, когда физическую работу выполняет социальный работник, а реабилитационную работу – специалист, социальный работник, получивший соответственную подготовку. Это позволит более рационально использовать кадры, производить более справедливую оплату труда, согласно уровню профессионального мастерства.
Третье, не менее важное условие для активизации и развития клиента, видится в необходимости создания сети клубов общения для пожилых людей.
Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг. При высокой потребности в социальных услугах платное обслуживание развивается медленно.
Основной проблемой социального обслуживания населения остаётся вопрос финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Объёмы выделяемых за счёт бюджетов всех уровней средств недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие сети и темпы работ по укреплению материально – технической базы. По – прежнему вызывает озабоченность уровень заработной платы работников социальной сферы, отрицательно складывающийся на стабильности кадрового состава.
Подводя итог к выпускной работе, могу сделать вывод, что поставленная мною цель достигнута.
Изучение регионального опыта в рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Томске и Томской области» позволило увидеть перспективы развития обслуживания пожилых людей на дому.
Определены новые пути в организации социального обслуживания, а именно с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточны для обеспечения независимой жизни клиента. От социальных служб пожилые люди ждут не укрепления своей зависимости от общества, а помощи во включении его в ту сферу деятельности, где бы он мог реализовать свой потенциал.
Необходимо создание условий для внедрений Томского опыта в области социального обслуживания в других регионах РФ, это позволит улучшить условия для устойчивого повышения качества и доступности социального обслуживания на дому как фактора повышения качества жизни в пожилом возрасте.
Den Schluss
In der gegebenen Arbeit waren die existierenden Prinzipien und die Mechanismen der sozialen Bedienung der älteren Leute analysiert. Mit Hilfe der Gesamtheit der Methoden - vergleichend, statistisch, logisch sind die Besonderheiten des modernen Zustandes des Systems der sozialen Bedienung der bejahrten Bürger in den nichtstationären Institutionen gezeigt. Es ist das neue begriffliche Modell der sozialen Unterstützung der älteren Leute, die in der regionalen Praxis verwendet sind, bewertet, und es sind die Perspektiven ihrer Entwicklung gewählt.