Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому -- от 75 до 89 лет, а к долгожителям -- 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», и демографы вводят понятие «третьего» (6075 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов. По России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа с пожилыми людьми.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

 

Материальное положение -- проблема, которая может соперничать по своей значимости и с проблемами со здоровьем, и с психологическими проблемами. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Многие пожилые люди продолжают работать, исключительно по материальным соображениям.

 

Положение пожилого одинокого  человека в современной России осложнено  такими факторами, как трудности  материального характера, ухудшение  состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость  и т.д. Все это затрудняет существование  пожилого человека. Одиночество в  связи с потерей близких людей, утратой социального положения  в обществе, прекращением работы ведет  к ухудшению самочувствия человека и делает проблему одиночества пенсионеров  актуальной, требующей государственной  поддержки и гарантий социальной защищенности. Для преодоления этих проблем и проведения адаптационных мер эффективным средством является создание центров медико-социальной и психологической помощи.

 

Приоритетное направление  социальной работы с пожилыми -- организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.

 

1.2. Формирование системы  социального обеспечения пожилых  людей

 

История оказания маломобильному населению социально-медицинской помощи в России тесно связана с деятельностью Российского общества Красного Креста. Оно возникло в 1867 г. как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных.

 

В 1960 г. при комитетах Общества Красного Креста было создано Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому в целях оказания помощи органам здравоохранения  в медицинском обслуживании и  уходе за одинокими престарелыми больными. С целью облегчения работы патронажных сестер для оказания помощи в бытовом обслуживании больных  проводилась большая работа по формированию санитарного актива среди населения. Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистками на общественных началах, развивалось  слабо. В связи с этим в 1969 г. была сделана попытка привлечения  к этой работе учащихся медицинских  училищ и студентов медицинских  институтов.

 

В середине 70-х гг. XX в. в порядке эксперимента впервые было организовано надомное обслуживание одиноких пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения. Эта деятельность регламентировалась Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, утвержденным Министерством соцобеспечения РСФСР от 28.10.1975 г.

 

С этого времени возникла новая государственная форма  социально-медицинского обслуживания -- социально-медицинское обслуживание нетрудоспособных одиноких на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовалась справка лечебного учреждения об отсутствии хронических заболеваний [10,172].

 

Дом-интернат, обслуживающий  граждан на дому, должен был предоставлять  им следующие услуги: доставка продуктов  на дом, стирка, уборка помещения, доставка медикаментов, контроль за состоянием здоровья. Поскольку надомное обслуживание являлось функцией, не свойственной домам-интернатам и вызвавшей у этих учреждений организационные трудности, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию медико-социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.

 

В 1987 г. функции социального  обслуживания нетрудоспособных на дому выполняли две организации: государственная -- отделения социальной помощи и общественная -- служба милосердия Общества Красного Креста. Со временем прекратилась уплата населением членских взносов Обществу Красного Креста, в результате у этой общественной организации значительно сократилась возможность содержать данную службу, в связи с чем ее деятельность была сведена до минимума, в то время как служба медико-социально-бытовой помощи на дому стала быстро расширяться.

 

Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ и  Общества Красного Креста РФ «О взаимодействии органов социальной защиты населения  и службы милосердия Российского  Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения» от 25.05.1993 г. рекомендовалось регулярно  помогать одиноким престарелым гражданам  и инвалидам.

 

С годами увеличилось число  одиноких престарелых людей и потребность в социально-медицинском обслуживании этой категории населения приобрела масштабное значение. Неспособность домов-интернатов вместить всех нуждающихся, демографические перспективы, предполагающие дальнейшее увеличение доли лиц старшего возраста в населении обусловили решение задач социально-медицинского обслуживания нетрудоспособных на государственном уровне, создание государственной системы, занятой предоставлением медико-социальных услуг.

 

 

В соответствии со ст. 41 Конституции  РФ пожилые люди имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях. Федеральный закон  «Об основах государственной  службы РФ» от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ устанавливает  предельный возраст для нахождения на государственной должности -- 60 лет. Закон «О занятости населения  в РФ» гласит, что граждане, которым  назначена пенсия по старости или  за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. В соответствии с федеральными законами «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» от 20.11.1997 г. № 340-1; «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 20.07.1997 г. № 113-ФЗ с 1 февраля 1998 г. начался переход  к расчету пенсий с применением  индивидуального коэффициента пенсионера.

 

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста регламентируется Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. и осуществляется сетью стационарных учреждений социального  обслуживания, а также центрами социального  обслуживания, отделениями социальной, специализированной помощи на дому и  экстренной социальной помощи

 

В Законе подробно изложены перечень услуг, входящих в социальное обслуживание; принципы деятельности в сфере социального обслуживания; условия организации в сфере  социального обслуживания; формы  и виды социально-медицинского обслуживания. Именно на основании этого Закона в России созданы многие центры социального  обслуживания, поскольку в нем  подробно рассмотрены цели, задачи, принципы организации деятельности этих центров.

 

Определенное значение имеют  такие законодательные акты, как  приказ Минздрава РФ «О создании отделений  социально-медицинской помощи на дому»  от 27.12.1994 г., постановление Правительства  РФ «О федеральном перечне гарантированных  социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»  от 25.11.1995 г [10,175].

 

Реализация социальных программ должна создавать условия, соответствующие  требованиям и нормам цивилизованного  государства, при которых пожилой  человек, как и любой гражданин, имеет право на равных условиях получить образование, трудиться, материально  обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, медицинской, производственной и хозяйственной  инфраструктур.

 

Правовое обеспечение  управления и осуществления социально-медицинского обслуживания имеет большое значение для реализации социальных прав граждан. Поэтому проблемы социально-медицинской  защиты граждан пожилого возраста находят  свое отражение в международных  и российских законодательных актах; вместе с тем мероприятия, направленные на защиту граждан пожилого возраста, занимают существенное место в социальной политике современных государств.

 

 Глава 2. Социальная  работа с пожилыми людьми

 

2.1 Технологии социальной  работы с пожилыми людьми

 

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

 

-- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых  людей;

 

-- содействие практической  реализации прав и законных  интересов, обеспечению возможности  самовыражения пожилых граждан  и предупреждение устранения  их от активной жизни;

 

-- соблюдение равенства  и возможностей пожилых граждан  при получении социальной помощи  и услуг;

 

-- дифференциация подходов  к разрешению проблем различных  групп пожилых людей на основе  учета факторов социального риска,  влияющих на их положение;

 

-- выявление индивидуальных  потребностей пожилых граждан  в социальной помощи и обслуживании;

 

-- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

 

-- использование новых  технологий социальной работы, направленной  на удовлетворение потребностей  и нужд пожилых людей;

 

-- ориентация на развитие  самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

 

-- обеспечение информированности  пожилых граждан, как и всего  населения, о возможностях социальной  помощи и услуг.

 

Основными направлениями  повышения уровня благосостояния престарелых являются:

 

-- увеличение размера пенсий;

 

-- совершенствование системы  пенсионного обеспечения;

 

-- развитие услуг по  уходу на дому;

 

-- расширение сети домов  престарелых;

 

-- улучшение условий проживания  в этих домах [2,3].

 

Физическая зависимость  в пожилом возрасте принимает  острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей  сопровождаются финансовыми затруднениями  с надеждой стабилизации положения  в случае повторного брака. Пытаясь  избежать одиночества и обусловленных  им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

 

Одной из значимых технологий социальной работы с пожилыми людьми будет являться социальная адаптация. Мероприятия по социальной адаптации  положительно воздействуют на отдельные  категории пожилых людей. Такая  работа особо актуальна для граждан  без определенного места жительства и занятий.

 

Система социальной защиты также  предусматривает содействие в налаживании  жизненного уклада и трудоустройства  пожилых граждан, а также (при  необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.

 

Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда могут  быть решены силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также  семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации.

 

Важную роль играет система  нестационарных учреждений системы  социальной защиты пожилых людей, так  как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать индивидуально  вариант обслуживания, в том числе  и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы  психологической, медико-социальной и  правовой помощи пожилым людям.

 

Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых [4,2].

 

Остается достаточно высокой  потребность социального обслуживания в стационарных условиях. Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Преобладающие  в настоящее время традиционные многоместные дома-интернаты постепенно должны быть заменены стационарами других типов.

 

Существенно улучшить положение  клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает:

 

-- введение гарантированного  государством минимума предоставляемых  пожилым людям социальных услуг  с тем, чтобы поддержать соответствующий  уровень безопасности, комфортности  жизнедеятельности в пожилом  и престарелом возрасте; обеспечить  пожилым гражданам благоприятные  условия для реализации их  прав и законных интересов,  участия в общественной, экономической,  культурной и духовной жизни;  обеспечить защиту граждан пожилого  возраста от недобросовестных  или противоправных действий  в сфере социальной защиты  и обслуживания;

 

-- недопущение отказа со  стороны государственных социальных  служб в предоставлении гарантированных  социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, а также туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикомании;

 

-- уважение выбора граждан  и предоставление возможностей  для реализации клиентом права  на альтернативное решение (выбор  государственного или частного  учреждения, получение услуг на  постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор  закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг;

 

-- учет национально-культурных  особенностей, мировоззренческих и  религиозных взглядов клиентов  социальных служб путем индивидуализации  социального обслуживания.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми