Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;
- изучить специфику социальной работы с «трудными» детьми в условиях отделения социальной помощи семье и детям.
Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков
1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3
2
Причины возникновения девиации среди подростков
Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23
Заключение
28
Список использованных источников
-конфликт со взрослыми;
-конфликт со сверстниками;
-сексуальный конфликт;
-неуспех ребенка в ведущей деятельности;
-неразвитость самосознания;
-неадекватная самооценка;
-личностный кризис;
4. комплексные причины:
-общесоциальные причины;
-социально-демографические причины;
-социально-правовые причины;
-социально-медицинские причины;
-организационно-управленческие причины;
Поведенческие реакции подростков. [7]
1. Реакция эмансипации
– особый тип поведения,
2. Реакция увлечения (хобби-
3. Пассивно – оборонительная
реакция или реакция отказа, которая
проявляется в отказе от
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований.
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации –
подражание определенному
7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.
Типичные ошибки педагогов и родителей
1. «При уступчивости дети
получают распушенное, а при
постоянном противодействии –
ложное воспитание» (И.Кант) При
упрямстве следует оказывать
подростку естественное
2. В конфликте между
сверстниками взрослым нельзя
принимать одну из сторон, так
как обе, как правило, не
правы, правда где-то
3. Требование безусловного
подчинения взрослым
4. Расширение оценки
5. Нельзя захваливать
и противопоставлять успехи
6. Ошибкой является предъявление
неверных ответов на
7. Нравоучения бесполезны
– обращение к подросткам
8. В общении с подростком
не должен присутствовать
Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно.
Педагогическая запущенность - это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: Виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей? То ответ будет отрицательный. Виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.
Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К «трудным детям» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает - он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Отклонения в поведении детей и подростков следующими группами факторов:
- педагогической запущенностью,
когда ребёнок ведёт себя
- социальной запущенностью,
т.е. испорченностью
- глубоким психологическим
дискомфортом, вызванным негативным
психологическим микроклиматом
в семье, неуспехами в учёбе,
несложившимися
- отклонениями в состоянии
психического и физического
- незанятостью полезными
видами деятельности, отсутствием
лично значимых жизненных
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
1.3 Причины возникновения девиации среди подростков
Конкретные причины возникновения девиации среди подростков:
-повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; [10]
-неблагополучная ситуация в семье;
-стремление к
-отставание в учебе;
-пренебрежение со стороны сверстников;
-непонимание взрослыми трудностей детей;
-недостаточная уверенность ребенка в себе;
-отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
-стрессовые жизненные ситуации;
-напряженная социально-
-примеры насилия, жестокости,
безнаказанности, получаемые
-чрезмерная занятость родителей;
-конфликты с родителями;
-обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
-постоянные нарекания, брань в семье;
-слабость интеллектуальной сферы ребенка;
-низкий уровень эмоционально-
-одиночество, непонимание другими;
-неспособность детей
сопротивляться вредным
-генетическая
-неравномерность
-отсутствие навыков
-снижение культуры, интеллектуального уровня;
-желание обратить на себя внимание;
-неполные семьи;
-экономическая нестабильность;
-влияние улицы.
У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.
Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой.[11]
Группа отечественных
исследователей установила, что у
несовершеннолетних правонарушителей
потребность социального
Особенности деформации ряда
существенных для развития личности
в подростковом возрасте психологических
характеристик, обусловленность отклоняющегося
поведения характерологическими особенностями
личности, дисгармоничностью развития
характера рассматривалась
Личностные особенности
делинквентных подростков свидетельствуют
о деформации их характера криминогенный
комплекс личности несовершеннолетнего
правонарушителя: наличие конфликтов
с окружающими, неприязненное отношение
к позиции взрослого; заниженная
у половины подростков потребность
в общении, которая выступает
средством самоутверждения и
компенсации
Необходимо отметить следующие составляющие личности:
Информация о работе Социальная работа с трудными подростками