Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8

1
Понятие и функции семьи
8

§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13

§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22

§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22


2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26

3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Зотова ВКР12.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

  Содержание Программы и пути ее реализации:

В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты Центра ведут профилактическую и воспитательную работу не только с подростками, но и с их семьями. Для работы было задействовано 2 неблагополучных семьи, имеющих детей-подростков в возрасте 14-16 лет.

Первый этап: направлен на социальное обследование семьи с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения и включает в себя следующие мероприятия:

1 . психодиагностика подростка, состоящая из:

-матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия семьи.

- методики определения эмоциональных  отношений родителей с детьми  по Т.Лири.

- методики оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррису

2. Психодиагностика членов семьи  состоящая из:

- матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия семьи

- методики определения эмоциональных  отношений родителей с детьми  по Т.Лири 

2. использование методов наблюдения в общении, в игре, тематические беседы, направленные на выяснения отношений в семье.

После проведения совместно с психологом «ЦСПСиД» психодиагностического обследования семей, имеющих детей-подростков по матрице определения обобщенного показателя социального благополучия семьи, можно сказать, что эти семьи принадлежат к группе повышенного риска (количество набранных баллов составило 24 и 28 единиц). (Таблица №1)

Таблица №1. Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка. (См. Приложение №3)

№ п/п

Социальные характеристики

Балл

1. Семья Я. Я.

 Состав семьи ребенка

 
 

 Одна мать

2

 

 Школьная успеваемость

Школьная успеваемость

 
 

 Оставил училище, не работает

1

 

 Здоровье ребенка

 
 

 Часто  болеет в  пределах нормального развития

4

 

 Санитарно-жилищные условия жизни

 семьи

 
 

 Комната в общежитии, без удобств

1

 

 Доход семьи

 
 

 Денег до зарплаты не хватает

1

 

 Уровень социального благополучия семьи

 
 

 В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

 

 Поведение ребенка в школе

 
 

 Удовлетворительное

4

 

 Внешкольное общение ребенка

 
 

 Общение на основе пустого время препровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

 Жизненные цели ребенка

 
 

 Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов,

3

 

 Социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

 
 

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 
 

 Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя.

2

2.Семья. М.

 Состав семьи ребенка

 
 

 Мать, дочь и сын

3

 

 Школьная успеваемость

 
 

 Оставила школу, не работает

2

 

 Здоровье ребенка

 
 

 Часто  болеет в  пределах нормального развития

4

 

 Санитарно-жилищные условия жизни

 семьи

 
 

 Благоустроенная отдельная квартира

5

 

 Доход семьи

 
 

 Денег до зарплаты не хватает

 
 

 Уровень социального благополучия семьи

 
 

 В семье ссоры, скандалы

3

 

 Поведение ребенка в школе

 
 

 неудовлетворительное

3

 

 Внешкольное общение ребенка

 
 

 Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

 Жизненные цели ребенка

 
 

 Отсутствие определенных целей и планов

3

 

 на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

 
 

 Эмоциональные отношения родителей с детьми

 
 

 Равнодушие, отсутствие заботы о детях, дети как дополнительное бремя. Дополнительные проблемы.

2


 

               После проведения последующей диагностики по методике определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири и методике оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррис были получены следующие данные: в неблагополучных семьях, детей больше всего беспокоит в жизни такие проблемы: денежные проблемы семьи, отношения со сверстниками, трудности усвоения школьной программы, здоровье близких родственников, личная жизнь. По проведенной методике было выяснено, что дети в неблагополучных семьях хотели бы иметь работу с высокой оплатой, не вредную для здоровья, связанную с разъездами, новыми впечатлениями, требующую личной предприимчивости, изобретательности, нужную людям. Все полученные данные были сведены в следующую таблицу №2.

Таблица №2. Результаты психодиагностического обследования.

семья

Родственная связь

Категория семьи

Возраст

Проблемы семьи

Семья Я.

Мать

Неполная

48

 Отсутствие заработка; алкоголизм матери; Отсутствие благоприятного климата, отсутствие взаимопонимания и поддержки.    Не существует

       

 определенных жизненных целей и планов на будущее.

Социальная незрелость, отсутствие заработка.

Сын

17

Семья М.

Мать

Неполная

46

 Отсутствие благоприятного климата; отсутствие заработка.

 Не существует определенных жизненных целей и планов на будущее. Социальная незрелость

дочь

17

 

сын

 

21

 

    

Из данной таблицы видно, что семьи являются неполными (отсутствует отец). Отсутствует благоприятный климат, нет заработка, существует социальная незрелость, нет взаимопонимания и поддержки, а также не существует определенных жизненных целей, задач и планов на будущее.

На втором этапе осуществляется:

- координация и объединение всех специалистов Центра путем проведения выбора эффективных методов и приемов работы с конкретной

семьей;

- включение в план работы форм помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей Центра;

- координация всей работы Центра с различными государственными и общественными структурами.

Направления   работы   специалистов   Центра   с неблагополучными семьями представлены в Таблице №3.

 

 

 

 

 

 

Таблица №3.Выбор методов и приемов работы с семьями

Семья

Методы и приемы работы

1

 Оказание комплексной поддержки, оказание социально-экономической помощи; работа психолога с подростком по проблеме определения жизненных целей. Профориентационная работа.

 Содействие в восстановлении социального статуса (трудоустройство через биржу труда), оказание помощи в оформлении документов, содействие в летней занятости.

2

 Оказание комплексной поддержки. Работа психолога с подростком по проблеме определения жизненных целей. Оказание помощи в оформлении документов, направление родителей в наркологический диспансер. Правовая поддержка (предоставление информации о льготах и помощь в их получении). Профориентационная работа, содействие в летней занятости.


После определения видов помощи для каждой семьи, специалисты Центра социальной помощи семье и детям приступают к реализации поставленных задач.

Третий этап - реализация плана реабилитации. Этот процесс зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты Центра решают вместе с членами семьи (Таблица 4).

 Таблица 4. Индивидуальный план работы с семьей Я.

Причина постановки на учет

Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей

Заказчик    (ГУО, СОШ, опека, ПДН, КДН, др.)

ЦЗН, ПДН

 

Информация

Мать долгое время   нигде не работает,    злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни. От воспитания сына          самоустранилась. Сын подрабатывает.

Цель работы

Оказание социально-экономической и психолого-педагогической помощи.

Исследование функционирования семьи

 

Мать не работает. Семья не имеет никаких доходов, имеет большой долг за проживание в общежитии, субсидия не оформлена. Документов мать никаких не имеет. У сына нет паспорта.

План мероприятий

 

 

 

1.Социальный патронаж неблагополучной семьи

а) диагностика

б) обследование ЖБУ.

2.Работа специалистов:

Социальный педагог:

а) Индивидуальная профилактическая беседа с ребенком;

б) Проведение тестов, на выявление проблем и интересов ребенка, совместно с психологом;

в) Помощь в оформлении паспорта

н/л;

г) Индивидуальная профилактическая беседа с матерью;

д) Оказание помощи в оформлении паспорта маме, помощь в оформлении субсидии;

е) Оказание социально- экономической помощи, в виде продуктового набора, одежды б/у, талонов на горячее питание;

ж) Профориентационная работа;

з) Содействие в организации летней занятости подростка.

4. Взаимодействие с другими организациями по получению документов:

а) Служба заказчика;

б) Паспортно-визовая служба;

в) Профессиональный лицей №40;

г) Отдел по делам молодежи;

д) Администрация общежития

Промежуточные показатели течения процесса:

1. Посещение семьи, проведение индивидуальной профилактической беседы с Алексеем, с его мамой.

2. Обследование жилищных условий, составление акта ЖБУ.

3. Проведение методики определения  жизненных  ценностей по С.Моррису, опросника определения

эмоциональных отношений по Т.Лири.

4. Совместный поход с Алексеем в банк для заполнения бланка на получения паспорта.

5. Совместный поход с Алексеем в фото-студию, для получения фотографий на паспорт.

6. Получение справки с  места учебы.

7. Сотрудничество с паспортно-визовой  службой.

8. Содействие   в организации летней занятости подростка.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Таблица 5. Индивидуальный план работы с семьей М.

 

 Причина постановки на учет

 Ненадлежащее выполнение родительских   обязанностей, пропуски учебных занятий.

 Заказчик (ГУО, СОШ, опека, ПДН, КДН, др)

 ПДН

 Информация

 Ирина не работает, не учится, мать с воспитанием ребенка не справляется.

 Цель заказчика

 Оказание  социально-экономической и психолого-педагогической помощи.

 Исследование функционирования семьи

 Мать   постоянно   занята   на работе. Девочка нигде не учится. Старший брат судьбой сестры не интересуется. У Иры не оформлен паспорт.

План мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальный патронаж неблагополучной семьи

 а) Диагностика

 б) Обследование ЖБУ

2.Работа специалистов:

Социальный педагог и специалист по социальной работе.

 

 

Промежуточные показатели течения процесса:

 1.Посещение семьи, была проведена индивидуальная профилактическая беседа с Ирой, с мамой.

 2. Проведение методики оценки жизненных   ценностей   по С.Моррису, опросника определения эмоциональных отношений по Т. Лири.

 3. Посещение   семьи, обследование жилищных   условии, составление акта ЖБУ.

 4. Помощь в оформлении паспорта.

 5. Сотрудничество с Центром занятости населения.

 6. Содействие в организации летней занятости населения.


 

На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты по социальной работе «Центра социальной помощи семье и детям» совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают: помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации); правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении); содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении); содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (организация различных видов материально-бытовой помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам); психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

Показателем эффективности реабилитационной работы с семьей на этом этапе является избежание лишения родительских прав и полного отторжения ребенка от семьи, а если родители лишены родительских прав, то их восстановление и возвращение ребенка из государственного учреждения в родную семью.

Социальный патронаж-форма работы на протяжении всего периода Социальный патронаж семьи, который проводился в течении 2 месяцев, позволяет держать ситуацию в семье под контролем, а в случае возникновения проблем - оказывать семье своевременную помощь и поддержку.

Социальный патронаж семьи и детей в настоящее время осуществляется в рамках деятельности МУ «ЦСПСиД» г. Ачинска. Будучи специализированным и самостоятельным подразделением центр работает только с семьями, попадающими в особую трудную жизненную ситуацию.

В первую очередь необходимо выявить проблемы, продумать формы работы направленные на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.

На первом уровне социальная работа с семьей реализуется по следующим направлениям:

    1. сбор первичной информации о ситуации семейного неблагополучия, ее фиксация, постановка семьи на учет в Центре.
    2. оценка семейной ситуации; выявление степени тяжести кризисного состояния семьи
    3. контроль, оценка влияния патронажа на положение детей в семье. Второй уровень - это работа с конкретной неблагополучной семьей, ее патронаж,   связанный   с   процессом   оказания   услуг, непосредственным предоставлением помощи и поддержки.

Очень важно провести семью через все этапы патронажа.

    • на первом этапе осуществляется сбор всех начальных сведений о семье, которые по мере развития взаимодействия с семьей, ее ближайшим окружением, дополняются из других источников;
    • второй этап патронажа открывает обсуждение специалистами полученных результатов. Таким образом, реализуется одно из важнейших требований к организации патронажа: накопление информации о клиенте и только потом - ее осмысление и оценка;
    • третий этап патронажа предусматривает выработку планов и программы дальнейшей работы с семьей, а также определение мероприятий, ориентированных на помощь ей и поддержку.

Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков