Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8

1
Понятие и функции семьи
8

§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13

§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22

§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22


2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26

3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Зотова ВКР12.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

База данных составляется после первой встречи с предполагаемым клиентом патронажа, и во время его первого приема в учреждении. Она включает в себя информацию, связанную с социальными, психологическими, медицинскими вопросами, прошлым и настоящим клиента. Каждый специалист использует базу данных, чтобы выстроить перечень проблем клиентов и свои первоначальные планы. В течение всего процесса патронирования семьи и детей, по мере выявления новых и решения старых проблем, в этот перечень заносится важная информация.

После каждого посещения семьи, специалистами центра составляется акт жилищно-бытовых условий, а также пояснительная записка, (См. Приложение 4) с помощью которой собирается информация о клиентах патронажа, описываются они сами и их проблемы, оказываемые им услуги. Она включает в себя следующие моменты:

- дата   вмешательства   в   кризисную   (конфликтную, опасную, связанную с насилием над детьми и пр.) ситуацию;

- место    проведения    встречи    с    клиентами    патронажа при осуществлении вмешательства;

- время проведения встречи и ее длительность;

- состав семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная и т.д.);

- характеристика жилищных условий;

- социальное   положение    взрослых    членов    семьи (рабочие, безработные, домохозяйки, студенты и т.д.);

- причина экстренного или планового вмешательства; реакция взрослых членов семьи на вмешательство; последующее обращение в центр;

- конкретные мероприятия, осуществляемые специалистами центра. Таким образом, основным требованием к деятельности специалистов, которые периодически и по мере необходимости должны подключаться к патронажу семьи, является понимание ими не только задач и стратегии вмешательства в ту или иную семью, но и ведение необходимой документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3 Результаты

 

На первом этапе работа была направлена на социальное обследование семьи с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения и включавшая  в себя различные мероприятия. После проведения последующей диагностики по методике определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири и методике оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррис были получены следующие данные: в неблагополучных семьях, детей больше всего беспокоит в жизни такие проблемы: денежные проблемы семьи, отношения со сверстниками, трудности усвоения школьной программы, здоровье близких родственников, личная жизнь. По проведенной методике было выяснено, что дети в неблагополучных семьях хотели бы иметь работу с высокой оплатой, не вредную для здоровья, связанную с разъездами, новыми впечатлениями, требующую личной предприимчивости, изобретательности, нужную людям.

Так же были получены результаты психодиагностического обследования, из них было выяснено, что семьи являются неполными (отсутствует отец). Отсутствует благоприятный климат, нет заработка, существует социальная незрелость, нет взаимопонимания и поддержки, а также не существует определенных жизненных целей, задач и планов на будущее.

На втором этапе осуществлялась

- координация и объединение всех специалистов Центра путем проведения выбора эффективных методов и приемов работы с конкретной

семьей;

- включение в план работы форм помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей Центра;

- координация всей работы Центра с различными государственными и общественными структурами.

Самой главной задачей этого этапа был выбор методов и приемов работы с семьями. После определения видов помощи для каждой семьи, специалисты Центра социальной помощи семье и детям приступают к реализации поставленных задач.

На третьем этапе мы реализовывали план реабилитации. Этот процесс зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты Центра решают вместе с членами семьи.

На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты по социальной работе «Центра социальной помощи семье и детям» совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают: помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации); правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении); содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении); содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (организация различных видов материально-бытовой помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам); психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

   Следует сказать, что выдвинутая нами гипотеза: успешное осуществление социальной реабилитации происходит через восстановление адаптивных функций, утраченных или не существующих в неблагополучной семье, что способствует ее дальнейшему переводу в категорию благополучной и стимулирует ее к самостоятельному решению воспитательных задач в отношении детей и подростков, - частично подтвердилась.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому, что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.

Глобальные изменения в экономике, политике и социальной сфере в современной России, негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и, прежде всего между родителями и детьми. В результате этого, многие благополучные семьи перешли в статус неблагополучных.

Проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, находятся в следующих областях: социальные, правовые, медицинские, психологические, педагогические, материальные и др. При этом в неблагополучных семьях редко можно наблюдать какой-либо один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Следует отметить, что в работе с неблагополучной семьей, важное значение, имеет социальная адаптация, позволяющая активно приспосабливаться человеку к условиям социальной среды.

Проанализировав педагогическую, психологическую, социальную литературу с целью уточнения понятия неблагополучная семья, а также исследовав условия ее успешной социальной адаптации, мы пришли к выводу, что актуальность данной проблемы действительно существует.

Следует сказать, что выдвинутая нами гипотеза: успешное осуществление социальной реабилитации происходит через восстановление адаптивных функций, утраченных или не существующих в неблагополучной семье, что способствует ее дальнейшему переводу в категорию благополучной и стимулирует ее к самостоятельному решению воспитательных задач в отношении детей и подростков, - частично подтвердилась.

Также, необходимо отметить, что поставленные задачи были выполнены частично:

1. Проанализировав  педагогическую, психологическую, социальную  литературу по проблеме исследования, была выявлена многоаспектность данного вопроса. Определена сущность понятий «неблагополучная семья», «социальная реабилитация», «социальная адаптация».

Неблагополучная семья - это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены;

Под социальной реабилитацией следует понимать «комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот  процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким- либо причинам»;

Социальная адаптация это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды.

2. Для  работы с неблагополучными семьями  была принята комплексная система  мер, внедрена и апробирована  программы социальной реабилитации  неблагополучной  семьи,  воспитывающей детей и подростков (на примере  МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г.Ачинск), были выделены модели помощи неблагополучной семье. Была составлена схема диагностики проблем неблагополучных семей, воспитывающих детей и подростков. В реабилитационном процессе были определены несколько видов помощи неблагополучным семьям, среди которых выделяется прямое включение специалиста в семью.

3. В основе  программы заложен принцип поэтапности  и работа командами, что позволяет  четко и слаженно выполнять  работу, а также отслеживать ее выполнение, проводя анализ и оценку действенности алгоритма реабилитационных мероприятий.

4. Организовав  процесс социальной реабилитации  неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г.Ачинска по разработанной программе, восстановление адаптивной функции у семей произошло частично, что способствует дальнейшему самостоятельному решению воспитательных задач в отношении детей-подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. - 1995 - №2 - с. 46 -66.

2. Антонов  А.И., Борисов В.А. Кризис семьи  и пути его преодоления.-М., 1990.

3. Арпольдов  А.И. Концепция социальной работы. - М., 1993.

4. Божович  Л.И. Воспитание как целенаправленный процесс // Воспитание школьников.- 1994-№1,с.32-36.

5. Буянов  М.И. Ребенок из неблагополучной  семьи. - М, 1988.

6. Гербеев  Ю.В. Профилактика правонарушений  в детской среде // Советская педагогика. - 1999- №7, с.24-29.

7. Гуров  В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.

8. Долгих  И.Е. Программа «Реабилитация неблагополучной  семьи»// Работник социальной службы, 2004 -№1, с.44-56.

9. Еремин  В.А. Улица - подросток - воспитатель. - М., 1991.

10. Зубкова  Т.С., Тимошина Н.В. Организация и  содержание работы по социальной  защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов  средних профессиональных учебных  заведений. - М. Издательский центр  «Академия», 2003.

11. Игошев  К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М, 1989.

12. Куфаев  В.И. Педагогические меры борьбы  с правонарушениями несовершеннолетних. — М., 1997.

13. Лившиц  Е. Социальные корни беспризорности. - М, 1995.

14. Лодкина  Т.В. Социальная педагогика. Защита  семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М: издательский центр «Академия». 2003.-192с.

15. Маро  М.И. Беспризорные. - М., 1995.

16. Мудрик  А. В. Роль социального окружения  в формировании личности подростка. — М., 1979.

17. Олиференко  Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально -педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Издательский центр «Академия», 2002-с. 256.

18. ОлиференкоЛ.Я. Социально-педагогические учреждения  в системе образования: Моногр. — М., 1999.

19. Панов A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в России. - М, 1995.

20. Панов A.M. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. — М., 1994.

21. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

22. Проблемы  семьи и детства в Современной  России. - М., 1992.

23. Рыбинский  Е.М. Управление системой социальной  защиты детства: Социально-правовые  проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр « Академия», 2004.-224с.

24. Спицын  Н.П. Работа социального педагога  с трудными семьями.// Классный  руководитель, 2000- №2, с.83-90.

25. Социальные  службы помощи детям и молодежи: Документы, извлечения, программы, проекты / Науч. ред. М.А. Галагузова. — Екатеринбург, 1993. Современное положение детей, молодежи, семьи // Междунар. науч.-практ. конф., (13-17 июня 1994 г.) — Вологда; Дюссельдорф, 1995.

26. Социальное  и душевное здоровье ребенка  и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.

27. Социально-педагогическая  среда как условие становления  и развития региональных сфер  образования\ Под ред. Ю.В.Васильева, Е.С.Комракова. — М., 1994.

28. Социально-правовая  защита детства в Свердловской области: Сб. материалов / Под ред. Э. Л. Воробьевой. — Екатеринбург, 1996.

29. Савинов  А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы  органов социальной защиты: Учеб. пособ. Для студ. учреждений сред. Проф. образования.-М,: Мастерство: Высшая  школа, 2001.-192с.

30. Синягина  Н.Ю. Детско-родительские отношения  и проблема жестокости в современных семьях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). — М., 1998.

31. Степанов  В.Г. Семья и ее проблема «трудных  детей»// Воспитание школьников 1998 - №2, с.25-30.

Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков