Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 15:43, реферат
Целью данной работы является исследование социологической концепции Огюста Конта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить концепцию позитивного знания и основные законы социологии гюста Конта;
- исследовать основные разделы социологии О.Конта - социальную статику и социальную динамику.
Предметом исследования является социологические концепции О.Конта, объектом соответственно выступает Огюст Конт как основопо-ложник социологии.
Введение ……………………………………..……………………………….. 3
Концепция позитивного знания и основные законы социологии …….. 5
Социальная статика и социальная динамика ………………………….. 10
Заключение ………………………...……………………………………….. 17
Список использованной литературы ……………………………………… 19
План:
Введение ……………………………………..……………………………….. 3
Заключение ………………………...……………………………………….. 17
Список использованной литературы ……………………………………… 19
Введение
Актуальность темы исследования. Огюст Конт был выдающимся творческим умом, и многие социологи не раз успешно использовали его идеи. Как первопроходец он начертил от руки карту открытого им материка, назвав его «социологией». Идущее вслед за ним поколение картографов ставило маяки, уточняло береговую линию, навигационные границы вновь обнаруженных мелей и островов, оставляя далеко за собой схемы Конта, которые, к началу XX века приобрели лишь историческое значение экспонатов в музее человеческого познания. Его научные знания, популяризуясь, превращались в общественные мнения и глубоко «проникали в массовое сознание» в качестве установок и стереотипов. А. Белый иронизировал: «в профессорских кругах даже малолетних детей учили «ползать на карачках по-позитивистски». М. Ковалевский говорил: «...обозревая современные социологические школы, не раз приходится указывать на то, что поднимаемые ныне вопросы и предложенные ныне решения в зародыше или уже в более или менее развернутом виде могут быть найдены еще у Конта». Именно поэтому эта тема является очень актуальной и интересной.
Степень изученности. Огромная популярность О. Конта обеспечила перевод всех его основных работ на различные языки и в том числе на русский. Анализом идей и творчества О.Конта занимались такие ученые, как Батыгин Г.С., Кисель, М. А., Трошкина, В. П., и др. Несмотря на значи-тельные исследования социологических концепций О. Конта, отсутствуют обобщающие работы, полностью посвященные его социологическому творчеству.
Целью данной работы является исследование социологической концепции Огюста Конта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить концепцию позитивного знания и основные законы социологии гюста Конта;
- исследовать основные
разделы социологии О.Конта -
социальную статику и
Предметом исследования является социологические концепции О.Конта, объектом соответственно выступает Огюст Конт как основопо-ложник социологии.
Теоретической и эмпирической базой исследования является комплекс трудов О. Конта, прежде всего его работы по социологии. Существенным дополнением выступают отзывы, рецензии, воспоминания современников, материалы научных дискуссий XIX - XX века и другие источники.
Практическая значимость работы заключается в опыте системного обобщения одного из важных направлений творческой деятельности О. Конта как выдающегося русского мыслителя, философа, социолога. Положения и выводы, которые содержатся в предлагаемой работе, могут быть использованы в учебной работе - при подготовке и чтении лекций, проведении семинарских занятий по социологии.
Структура и объем выполненной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух вопросов, заключения и списка использованной литературы.
Огюст Конт французский ученый и философ, позитивист, энциклопе-дически образованный мыслитель стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе.
Система позитивной философии Конта, базировалась на совершенно иных идеологических и теоретических основаниях. Шеститомный труд Конта «Курс позитивной философии» был опубликован между 1838 и 1842 гг. В нем разработаны принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Второй свой труд Конт посвятил основам политики и религии будущего. Это «Система позитивной политики или Трактат, устанавливающий религию человечества» в четырех томах (1851—-1854). При жизни Конта были опубликованы также его «Философский трактат о популярной астрономии» (1844), «Рассуждение о духе позитивной философии» (1844), «Рассуждение о позитивизме в целом» (1848—1851), «Позитивистский катехизис» (1851), «Призыв к консерваторам» (1855) и «Субъективный синтез» (1856), а после смерти — четырехтомное «Завещание Огюста Конта».1
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта.
Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений:
1) реальное в противоположность химерическому;
2) полезное в противоположность бесполезному;
3) достоверное в противоположность сомнительному;
4) точное в противоположность смутному;
5) положительное в
Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.
Три ведущих принципа лежат в основании социологии как науки:
В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политичес-кого порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного).
На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политичес-кая жизнь основывается на насилии и войнах.
На второй ступени, когда
господствующим становится философско-спекулятивное,
метафизическое сознание, духовная власть
оказывается в руках философов-
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное созна-ние, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.
Рисунок 1. Позитивистская социология О. Конта3
Так как в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".
Система наук, по Конту, представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. «Иерархия основных наук» выглядит так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.
Позитивистская социология и философия Огюста Конта были направ-лены на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологи-ческим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. С одной стороны, он критиковал теологов, которые, рассматривая человека как существо, принципиально отличное от животного, считали его созданием бога или провидения. С другой стороны, критикуя предшествовавших ему философов-«метафизиков», которые создавали «социальные утопии», он упрекал их в том, что они понимают общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени. Их сущность — историчность. Поэтому Конт с исключительным уважением относится к Кондорсе, который взглянул на общество с исторической точки зрения.
Важнейшими показателями развития разума являются, по Конту, наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития обществ можно судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три главные стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответст-вуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.
Рассуждения Конта о социологии как науке, ее предмете и круге проблем носят весьма абстрактный характер. Область социологических исследований очерчивалась Контом очень широко и неопределенно; она включала все те исследования, которые выходит за пределы компетенции других названных в его классификации наук. Основной и первоначальной действительностью, из которой должен исходить исследователь, является общество, взятое в его целостности. Конт понимал при этом органическое единство всего человечества или какой-то его большой части, связанной «всеобщим согласием» (consensus omnium), характеризуемое гармоническим функционированием его структурных элементов. Чрезвычайная сложность объясняется тем, что действующие в нем современные факторы сливаются с историческими, прошлые поколения оказывают влияние на современные. Общество, или, как его стал называть Конт, человечество, — это высшая действительность, высшее существо.
Рассуждения о методах социологии относятся к наиболее рациональ-ной части контовской системы. Конт исходит из предположения о существо-вании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе. При этом Конт не отрицал своеобразия общества по сравнению с природой и искал специфи-ческих методов его исследования. Плодотворность мысли о естественно-историческом характере общественных закономерностей особенно очевидна, если вспомнить, что в то время господствовали теологические и спиритуалистические концепции, отрицавшие возможность научного познания общества. Важной была также постановка вопроса о необходи-мости опоры на твердый теоретический фундамент при проведении социоло-гических исследований. Беда Конта заключалась в том, что он не мог предло-жить в качестве такого фундамента ничего, кроме своих теорий социальной статики и социальной динамики, законы которых носили умозрительный, спекулятивный характер, отнюдь не соответствующий его собственным исходным установкам.
Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первый имеет своим предметом принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени, скрепляемых воедино чувствами солидарности, договорными отношениями, взаимными интересами, морально-правовыми и политико-идеологическими нормами. К таким структурам Конт относил семью, социальную группу, класс, организацию, нацию, государство. Социальная динамика — это область изучения законов последовательности, эволюции социальных форм, сменяе-мости структур и систем, обусловленной естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов.4
Социальная статика — это теория общественного порядка, организа-ции, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве. Эта концепция прямо заострена против индивидуалистических теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами. Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечиваю-щих гармонию и порядок, неразрывно связано у Конта с социальной поли-тикой, которая должна эти принципы реализовать. Он рассматривает прежде всего основные общественные институты — семью, государство, религию — с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. При этом рассуждения Конта окрашены консервативными тонами, будущее рисуется ему в виде романтически идеализированного прошлого.
Информация о работе Социальная статика и социальная динамика