Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:33, реферат
Предпринятая в СССР в середине 80-х годов перестройка общественно-политической системы повлекла за собой изменения в системе социального неравенства. Если каких-нибудь 10-15 лет назад в СССР существовали относительно однородные по уровню образования, доходов и потребностей группы населения, то сегодня ученые говорят уже о наличии "двух России" в одной стране.
Введение:
Предпринятая
в СССР в середине 80-х годов
перестройка общественно-
В начале реформ предполагалось создать в стране слой частных собственников на основе передачи определенной части государственной собственности значительному числу россиян. Однако реальный ход преобразований привел к формированию класса крупных частных собственников, обладающих всеми необходимыми ресурсами для влияния на общественные изменения. Изменения в российской социальной структуре сопровождаются усилением социального неравенства. Доходы верхних слоев населения превышают доходы нижних слоев в пропорциях, гораздо более высоких не только по сравнению с теми же пропорциями в доперестроечной России, но и в большинстве развитых стран мира.
Основная цель работы заключается в том, чтобы определить изменения в методологических ориентациях, подходах и концепциях российских исследователей к изучению социальной стратификации современного российского общества.
Теоретической основой контрольной работы являются теории социального неравенства К.Маркса, Б.Ленина, М.Вебера и П.Сорокина, а также концепции их последователей Т. Ларсонса, К.Дэвиса, Y. Mypa, Р. Дарендорфа, Г. Ленски и др.
Методологической
основой работы стали классовый,
функциональный, конфликтный и эволюционный
подходы к изучению социальной стратификации.
1. Тенденции развития российского общества
На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.
Массовое политическое сознание в 1990-х годах представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, нелиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан вокруг них.
В качестве определяющего фактора формирования политического сознания российского общества некоторые исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса О.В. Попова относит «отсутствие целей и программы развития страны, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе». Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. Так, по мнению некоторых исследователей в начале 1990-х гг. таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики. Исследования, проведенные во второй половине 1990-х гг. Институтом социологического анализа, свидетельствуют о существовании запросов на целый ряд идей, разделяемых большинством россиян. Это идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, неприкосновенности собственности. В обществе есть согласие по поводу этих идей, но нет единства в их толковании. Так, реальное размежевание сегодня проходит не в отношении разного понимания свободы и прав человека, а по отношению к практической деятельности разных политических сил при нахождении их у власти. Люди обеспокоены не типом государства, а характером его взаимоотношений с обществом и человеком. Современный россиянин хочет жить в стране, где государство сильно и авторитетно, благодаря зажиточности граждан, а не вопреки ей.
Ощущение
человеком преимуществ
В России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время, отторжение советского прошлого переплетается в массовом сознании с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни.
Для начала 2000-х гг. стал характерным новый запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод, предоставленных Основным законом страны. Причем, в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важнее является свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность.
Современной
особенностью является также идеологическая
эклектичность (неорганическое соединение
разных взглядов, теорий), заключающаяся
в том, что среди сторонников
правых партий достаточно часто встречаются
последователи левых идей и наоборот.
2. Измерения социальной стратификации
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.
Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.
Престиж. Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.
В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.
Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью - они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основе очевидных фактов.
Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.
Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.
Основы власти подразделяются на три категории ресурсов.
1.
Принуждение - ресурсы, которые позволяют
2. Побуждающие мотивы - ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества.
3. Сила убеждения - ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации.
Таким образом, овладеть важными ресурсами - значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы - значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей.
Социальный
статус - это тот относительный ранг,
со всеми вытекающими из него правами,
обязанностями и жизненными стилями, который
индивид занимает в социальной иерархии. Статус
может приписываться индивидам при рождении
независимо от качеств индивида, а также
на основании пола, возраста, семейных
взаимосвязей, происхождения, или может
являться достигнутым в конкурентной
борьбе, что требует особых личных качеств
и собственных усилий. Такие группы отличаются
от социальных классов тем, что основываются
на соображениях уважения и престижа,
а не только на экономическом положении.
Члены статусной группы взаимодействуют
в основном в рамках собственной группы
и в меньшей степени с людьми более высокого
или более низкого статуса.
3. Бедность: ее особенности в России
Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Важнейшей характеристикой бедности является ее профиль - социально-демографический состав населения.
В современной России к бедным следует причислять не только не работающих пенсионеров, инвалидов, непригодных к найму безработных, беспризорников, некоторую часть трудовых мигрантов. Главное: по данным Всероссийского банка, в число бедных в России попадают, прежде всего, работающие, родители - одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей. Также к наиболее уязвимым группам можно отнести молодежь, не способную найти работу после окончания учебного заведения. А принимая во внимание, что заработная плата является основным источником денежных доходов большинства населения, то простая неспособность получить работу (в большинстве случаев, если не брать в расчет, к примеру, богатых родственников, которые могут помогать материально). В данной ситуации, думаем, нецелесообразно причислять человека к бедным, только если по абсолютному показателю практически автоматически означает бедность.
Социологи выработали список черт, определяющих бедность: экономическая и социальная зависимость; отсутствие четких моделей ролевого поведения; девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция; отчуждение и политическая пассивность; отсутствие жизненных планов и уверенности в себе; повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы); преклонение перед физической силой.
Информация о работе Социальная стратификация современного российского общества