Социальная структура и социальная стратификация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.
В качестве темы реферата мной была выбрана тема «Социальная структура и социальная стратификация общества».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….……….……..4
1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.……………………………...………………………………….…....5
1.1. Основные понятия...…………………………………………...…………………….........….....5
1.2. Общества.…...….…………………………………………..……….……….……………….….6
1.2.1. Общества охотников и собирателей………………………..……………………….….7
1.2.2. Огороднические общества…………………………………………………………….7
1.2.3. Аграрные общества…………………………………………………………………….…7
1.2.4. Индустриальные общества………………………………………………………….…...8
1.2.5. Постиндустриальное общество……………………………………………………..…..8
2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ…………………………………………….....……….…......9
3. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ....…………………..……………………….…10
3.1. Социальная дифференциация…….………………………………………………………..…10
3.2. Открытые и закрытые системы стратификации……………………………………….….....10
3.3. Измерения стратификации……………………………………..………...…………….…..…..11
4. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ…………………………………………..…..15
4.1. Рабство………………………………………………………………………………….….….15
4.1.1. Причины рабства………………………………………………………………………….15
4.1.2. Условия рабства………………………………………………………………………..15
4.1.3. Рабство в Новом Свете…………………………………………………………………..16
4.1.4. Общие характеристики рабства……………………………………………………...16
4.2. Касты……………………………………………………………………………………………..16
4.2.1. Индия………………………………………………………………………………….17
4.2.2. Южная Африка………………………………………………………………………..18
4.2.3. Американская расовая кастовая система……………………………………………...18
4.3. Кланы…………………………………………………………………………………………..18
4.4. Классы………………………………………………………………………………………….19
5. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ……..………………………………….21
5.1. Расы, этнические группы и меньшинства………………………………………………...…21
5.1.1. Расы………………………………………………………………………………………21
5.1.2. Этнические группы……………………………………………………………………..21
5.1.3. Меньшинства……………………………………………………………………………22
6. ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ……………………..24
6.1 Гендерная стратификация…………………………………………………………..………...24
6.1.1. Женское меньшинство…………………………………………………………………24
6.1.2. Гендерные роли и культура…………………………………………………………...25
7. ГЛАВНЫЕ СОЦИЕТАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СТРАТИФИКАЦИЯ…………………………...27
7.1. Религия…………………………………………………………………………………………27
7.2. Правительство…………………………………………………………………………………28
7.3. Богатство, собственность и труд……………………………………………………………..28
7.4. Техническое знание…………………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………………...……………..30
ГЛОССАРИЙ........………………………………………………………………..…………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

Социология-контрольная.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является наследием завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. Теоретически национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попытки решения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп. Яркими примерами таких решений являются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны, изгнание мусульман и евреев из Испании XV в. или депортация арабов из нескольких получивших независимость африканских стран в 1960 – 1970-е гг.

Более частые решения состоят в ассимиляции – вынужденной, направленной или добровольной.

Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в США под лозунгом «американизации». Она в основном была результатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоевания или рабства. Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе.

 

5.1.3. Меньшинства

 

Социологи выделяют пять основных свойств в качестве характеристик групп, являющихся меньшинствами:

  1. Меньшинство – это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации, угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей. Меньшинства являются источником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетение одной группы людей дает привилегии и высокий статус членам другой группы.
  2. Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его от доминирующей группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность членов меньшинства и создание для них менее благоприятных условий в рамках социальной структуры.
  3. Меньшинство – это группа, для которой характерно осознание собственной целостности. Его членам присуще ощущение социальной и психологической близости с другими подобными им людьми. Это сознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства.
  4. В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Обычно индивид уже рождается с таким статусом.
  5. Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственной группы (эндогамия). Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов с представителями меньшинств и обычно строго порицает «отступников». Меньшинство может поощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия.

Итак, можно определить меньшинство как группу населения  с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающуюся угнетению со стороны доминирующей группы национального государства.

 

 

6. ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

В любом обществе гендерный признак составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором основывается социальное расслоение, но, тем не менее, он присущ любой системе социальной стратификации – будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.

6.1 ГЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

6.1.1. Женское меньшинство

 

Мужчины и женщины имеют  различный доступ к привилегиям, престижу и власти. Проблема распределения традиционно решалась в пользу представителей мужского пола. Хотя женщины и занимают некоторые властные посты, это скорее исключение из общего правила, судя по газетным сообщениям, в которых отмечается: «она единственная женщина» или «это первая женщина».

В развитых странах женщин не рассматривают как второстепенную и подчиненную группу. Чтобы понять, почему женщин считают меньшинством, вернемся к пяти принципиальным характеристикам меньшинства (см. п.5.1.3.):

  1. Исторически женщины часто сталкивались с предубеждениями и дискриминацией.
  2. Женщинам присущи физические и культурные черты, отличающие их от мужчин – доминирующей группы.
  3. Женщины все более становятся сознательной социальной группой, имеющей четкое представление о собственной уникальности.
  4. Принадлежность к женщинам не является добровольной, поскольку пол – это статус, который дается человеку с рождения.
  5. Только пятая характеристика не применима к женщинам, поскольку эндогамия (внутригрупповые браки) не является правилом.

Совершенно очевидно, что  женщины как социальная группа имеют  характеристики меньшинства. Социолог Джесси Бернард по этому поводу пишет: бытует «подсознательное, принимаемое как должное, не подвергаемое сомнению или пересмотру, неизменное убеждение в том, что единственный мир – это мир, воспринимаемый глазами мужчин, что единственный способ общения с миром – это способ, выработанный мужчинами, что ценности, созданные мужчинами, являются единственными ценностями, что все должны воспринимать секс так, как его воспринимают мужчины, и что мнение о женщинах, сложившееся у мужчин, должно быть единственным приемлемым и допустимым представлением о женщинах».

 

6.1.2. Гендерные роли и культура

 

Все общества учитывают  анатомические различия между мужчинами и женщинами, обусловливающие их гендерные роли – набор культурных ожиданий, определяющих те модели поведения, которым должны следовать представители каждого пола. Антропологи предполагают, что гендерные роли – это ранняя форма разделения труда у человеческих существ. Все мы рождаемся в обществах с четко установленными культурными ориентирами, регламентирующими поведение мужчин и женщин.

Антрополог, Джордж П. Мердок в своем сравнительном исследовании культур 224 обществ обнаруживает, что в определениях социально приемлемого поведения мужчин и женщин в разных социальных системах наблюдаются значительные различия. Действительно, как видно из табл. 1 (Приложение A), распределение обязанностей между полами часто резко отличается от того, которое принято в нашем собственном обществе.

Например, в России существуют законы, ограничивающие вес грузов, которые разрешается поднимать женщинам-работницам. Однако у народа арапеш из Новой Гвинеи обязанность переноса тяжелых грузов (на голове) была возложена именно на женщин, потому что считалось, что голова у женщин более твердая и крепкая, чем у мужчин. У жителей острова Тасмания на южном побережье Тихого океана женщины занимаются самым опасным видом охоты – заплывают в открытый океан к отдаленным скалам, где выслеживают и убивают морских выдр. Мало того, у дагомейских царей личная охрана состояла из женщин, поскольку считалось, что они особенно свирепы и яростны в бою. И хотя у большинства народов считается, что инициатива в сексуальных отношениях должна принадлежать мужчинам, у маори и жителей Тробриандских островов, расположенных в южной части Тихого океана, эта инициатива отдана женщинам.

Огромные различия в  тендерных ролях мужчин и женщин в разных обществах указывают на социальную подоплеку большинства таких различий. То же можно сказать об исторических изменениях в моделях полового поведения. Не так давно в истории западных стран галантный кавалер носил длинные кудри и пользовался духами; у него были шпага и конь, но, несмотря на эти мужественные «атрибуты», он пудрился, носил кружева и мягкие кожаные ботфорты. В 1950-е гг. мужчин, отпустивших длинные волосы, пренебрежительно называли «девчонками» и «чудаками». Однако в 1960-х гг. длинные волосы вошли в моду, а сегодня мужчины носят прически средней длины. Все это дает возможность предполагать, что тендерные роли в основном являются предметом социальных определений и социально сконструированных значений.

 

7. ГЛАВНЫЕ СОЦИЕТАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СТРАТИФИКАЦИЯ

 

7.1. Религия

 

Причина, почему религия  необходима, обнаруживается в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя последние субъективны, они влияют на поведение и интегрируют общество в единую систему. Они не даны нам по наследству и не пришли извне. Они включены в культуру через коммуникацию и моральное давление. Для индивида они должны представать как некая реальность. В этом и состоит роль религиозных верований и ритуалов. Благодаря верованиям и ритуалам общие ценности и цели, связь с непосредственно являющимся миром символизированы в конкретных сакральных объектах. Индивид, через которого мы общаемся со сверхъестественным миром, должен быть человеком, обладающим большой властью. Он держатель сакральных традиций, умелый исполнитель ритуала, интерпретатор мифов. Он в таком тесном контакте с богами, что рассматривается нами, как обладающий божественными характеристиками… он свободен от вульгарной необходимости и контроля.

Не случайно религиозные  функционеры ассоциируются у нас с самыми высокими властными позициями, как это есть в теократическом режиме. Удивительно, почему они еще не захватили контроль над обществом целиком. Тому препятствует ряд факторов.

Во-первых, объем технической компетентности, необходимой для исполнения религиозных обязанностей, невелик. Им не требуются артистические или научные способности. В непосредственный контакт с богами человек может входить сам, ему не нужны технические посредники. К тому же никак не проконтролируешь, насколько профессионально тот или иной священник общается с богом, ведь плодов его труда и личных заслуг не видно. Это одна из причин того, почему священники создают замкнутые профессиональные корпорации и, почему их деятельность строго контролируется высшими церковными инстанциями. Фактически священник всегда стоит перед опасностью дискредитации, ведь не существует адекватных и объективных критериев проверки успешности его деятельности. Да и сама она по характеру такова, что в результате усиленных ритуалов и молений не обязательно увеличиваются урожаи и строятся новые здания. Возможно, поэтому изобретены всевозможные приспособления, помогающие подчеркнуть идентификацию личности с его учреждением – почти театральные костюмы, неестественное поведение, специальная диета, отдельное от других поселение, безбрачие.

Не всякое общество в  силу своего экономического развития и доходов в состоянии содержать огромный штат священников. Крайний случай – буддизм на Тибете, католицизм в средневековой Европе, режим инков в Перу, брахманизм в Индии. В бедных обществах священников немного и они по совместительству занимаются охотой или земледелием. Их статус невысок. Если он все-таки велик, то это потому, что по совместительству они выполняют важные политические или медицинские функции.

В технически развитых обществах  священники теряют высокий статус, так как сакральные ценности отходят на второй план. Высшие ценности и цели общества выражают и символизируют уже не они, а политики, ученые, бизнесмены. Однако не существует общества полностью секуляризированного, полностью ликвидировавшего веру в трансцендентальные цели и ценности.

 

7.2. Правительство

 

Как и религия, оно играет уникальную роль в обществе. Но в противоположность религии, которая обеспечивает интеграцию в терминах сантиментов, верований и ритуалов, оно организует общество в терминах закона и авторитета. Оно ориентирует людей на видимый, а не на невидимый мир. Главная функция правительства – контроль за соблюдением норм и законов, судейство в конфликтных ситуациях, общее руководство общественной жизнью, а во внешнем мире – защита мира и ведение дипломатии. Естественно, что для осуществления таких функций оно монополизировало применение силы и контроль над всеми гражданами.

Политическое действие, по определению, подразумевает authority (руководство). Чиновник командует потому, что наделен авторитетом. И граждане подчиняются ему по той же причине. По этой причине стратификация внутренне присуща природе политических отношений.

Политическая система устроена так, что наверху находится малое число обладателей высоких политических позиций по сравнению с большинством населения внизу. Правители представляют интересы скорее группы, чем свои собственные. Поэтому их поведение ограничено правилами, поощряющими действия, соответствующие групповым, а не личным ожиданиям. Чиновник обладает властью от имени представляемого им учреждения и ничем большим, поэтому он может обладать, а может не обладать специальными знаниями, талантом или способностями. Они случайны или побочны. Потому чиновник часто зависит от технических специалистов.

 

7.3. Богатство, собственность и труд

 

По определению, любая позиция, обеспечивающая существование, должна экономически вознаграждаться. По этой причине существует экономический аспект даже у тех позиций (например, религиозных и политических), главная функция которых не является экономической. Потому общество может пользоваться уникальной возможностью – неравным экономическим доходом как основным средством контроля над процессом заполнения социальных позиций и стимулирования выполнения своих обязанностей. Объем экономического вознаграждения, таким образом, становится одним из главных показателей социального статуса. Необходимо подчеркнуть, что никакая позиция не приносит власть и престиж потому, что обладает высоким доходом. Скорее она дает человеку высокий доход потому, что функционально важна, и люди, могущие ее заполнить, редки. Поверхностно и даже ошибочно думать, что высокий доход – причина власти и престижа, как нелепо думать, будто лихорадка – причина болезни человека.

Информация о работе Социальная структура и социальная стратификация общества