Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:54, реферат
Предпринимательство, торговля, реклама, менеджмент, преподавание, учительство, права и свободы, журналистика, удовлетворение человеком потребностей, семья, трудовой коллектив и отношения в нем, самоутверждение в жизни, чувство счастья и самоуважения, гуманность и культура поведения, досуг, жизненные кризисы, отчаяния и суицид, пьянство, наркомания — можно бесконечно продолжать список реальностей современной жизни, круто связанных клубком социально-психологических зависимостей, закономерностей, причин. Сегодня на лицо недостаток социально-психологической подготовленности людей, при том, что просвещение в этой области является потребностью прогресса нового общества и жизни в нем.
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальная роль
4. Социализация личности
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальная роль
4. Социализация личности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выбор темы «Социологическая концепция личности» обусловлен рядом причин. Социальная психология личности — относительно молодая область психологического знания. Но сегодня обращение к ее проблематике, всевозрастающий объем эмпирических данных позволяет судить о ее востребованности как отдельными институтами, так и обществом в целом. Социальная психология и есть та система научно-психологических знаний, которая специально ориентирована на оказание помощи людям в жизни. Роль социальной психологии и знаний, которыми она располагает, сейчас резко возросли.
Сегодня овладение ее данными нужно каждому образованному человеку и каждому профессионалу. Буквально нет такого мгновения, шага, действия, совершаемого человеком, которые так или иначе не оказывались бы вплетенными в паутину социально-психологических связей и зависимостей, имеющих нередко решающее значение.
Предпринимательство, торговля, реклама, менеджмент, преподавание, учительство, права и свободы, журналистика, удовлетворение человеком потребностей, семья, трудовой коллектив и отношения в нем, самоутверждение в жизни, чувство счастья и самоуважения, гуманность и культура поведения, досуг, жизненные кризисы, отчаяния и суицид, пьянство, наркомания — можно бесконечно продолжать список реальностей современной жизни, круто связанных клубком социально-психологических зависимостей, закономерностей, причин. Сегодня на лицо недостаток социально-психологической подготовленности людей, при том, что просвещение в этой области является потребностью прогресса нового общества и жизни в нем.
1. Понятие личности в социологии
За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности.
С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым разработан процессуальный подход к анализу личности. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и в то же время само определяющееся ими. Очень важное заключение С.Л. Рубинштейна о “самоценности” психического начала в духовной жизни личности и “возвращении” личности ее переживания дает возможность рассматривать проблему становления личности в единстве с ее, личности, переживанием и отношением, которые находят свое воплощение в удовлетворенности собой, жизнью, отношениями, трудом.
Концепция Б.Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологические и психологические) могут быть включены в любые из социальных связей, считает Б.Г. Ананьев. Множество социально-психологических свойств личности определяет то, что личность — современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной национальностью и примыкает к ее культуре.
Иначе говоря, личность как общественный индивид характеризуется мотивами и общественными функциями, которые обусловлены нормами морали и права, эталонами поведения, выполняемыми ролями, индивидуально-типическими особенностями. Однако социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, в его процессе происходит становление субъекта познания и деятельности.
Подход к анализу личности как системы отношений предложен В.Н. Мясищевым. Он считал, что единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Это требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность (отношение к людям, себе, к предметам внешнего мира), — считает В.Н. Мясищев. В его понимании, качественная составляющая становления личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором происходит переход к самостоятельному действию. Иначе говоря, постепенный переход (развитие) отношения к свойству личности и есть суть ее становления.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского занимает по праву ведущее место в отечественной психологии личности. Личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека, — считает Л.С. Выготский (Выготский, 1983). В его работах прослеживается мысль о необходимости изучать человеческую личность в комплексе его высших психических функций1.
Воззрения Л.С. Выготского на природу личности стали своего рода идеологией (поскольку они носили общий характер) для многих последующих психологов, которые не только “выступали” в рамках его концепции, но стали продолжателями идей, создали новые теории.
А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности. Выражение А.Н. Леонтьева: “личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе …”, является отправной точкой для всей теории деятельностного опосредования личности. Считается, что в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. По мнению А.Н. Леонтьева, личность не предшествует деятельности, она порождается ею. Это говорит о том, что личность может выступать и условием, и продуктом деятельности.
Его положения о смысловых образованиях личности впоследствии усилиями группы сотрудников А.Н. Леонтьева были сформулированы в виде концепции, в которой задача психологического изучения личности состояла в “исследовании того, ради чего и как использует человек” из фонда врожденного ему и приобретенного им.
Центральное звено этой концепции, как подчеркивает А.В. Петровский, понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Основная характеристика личностных смыслов — это зависимость от места человека в системе общественных отношений, социальной ситуации развития. Считается, что для разработки проблемы личности наиболее существенным является принцип деятельностного опосредования. Исследование и трансформация смысловых образований возможны в том случае, если изменить систему деятельностей, порождающих эти образования. Иначе говоря, речь идет об иерархии деятельностей, осуществляющих жизнь личности в разноуровневых системах общественных отношений, в социальных группах.
Практически все крупнейшие отечественные исследователи внесли свой вклад в разработку “деятельностного” подхода — теории, рассматривающей психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивида, хотя, как показано выше, и разрабатывали другие направления. Мы активно поддерживаем понимание того, что основанием системы, которое определяет развитие и функционирование личности, является предметная деятельность. Именно анализ системы деятельностей, в которых осуществляется жизнь человека в социуме, может привести к раскрытию личности как многоуровневого системного образования2.
Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.
Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.
На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.
Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями3.
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.
Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.
Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств4.
2. Социальная структура и типы личности
Проблема структуры личности занимает важное место в изучении личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.
Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов.
Типология личностей издавна занимает психологов и социологов. Индивидуальная неповторимость каждого человека отнюдь не исключает наличие в нем некоторых признаков, сходных с признаками какой-то группы людей.
Наиболее распространена классификация К. Юнга, который выделил два типа по особенностям ориентировки и приспособления индивидуума к миру, экстраверты и интроверты.
К экстравертам он относил людей, которые интересуются внешним миром и событиями, стремящихся иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, быть открытыми с ними и демонстрировать себя.
Интроверт же ориентирован на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все в его поведении и реакциях основывается на собственных мыслях и чувствах, которые для него важнее, чем другие люди и внешние обстоятельства. Интроверт преимущественно застенчив, замкнут, стремится избегать шума и риска.
К. Юнг писал, что ...оба типа настолько различны, их противоположность так ясна, что существование их становится очевидным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это внимание. Всякому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим — открытым, обходительным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются, или, если даже спорят, то все-таки находятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя. К. Юнг делил людей на типы и по таким характеристикам: рациональный — иррациональный, мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик), ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит)5.