Социальная структура и типы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:54, реферат

Краткое описание

Предпринимательство, торговля, реклама, менеджмент, преподавание, учительство, права и свободы, журналистика, удовлетворение человеком потребностей, семья, трудовой коллектив и отношения в нем, самоутверждение в жизни, чувство счастья и самоуважения, гуманность и культура поведения, досуг, жизненные кризисы, отчаяния и суицид, пьянство, наркомания — можно бесконечно продолжать список реальностей современной жизни, круто связанных клубком социально-психологических зависимостей, закономерностей, причин. Сегодня на лицо недостаток социально-психологической подготовленности людей, при том, что просвещение в этой области является потребностью прогресса нового общества и жизни в нем.

Содержание

Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальная роль
4. Социализация личности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 91.15 Кб (Скачать файл)

Д. Роттер положил в основу классификации специфику самоконтроля поведения. На этой основе он выделил людей с экстерналъным и интерналъным локусом контроля. Первые в своем поведении в основном рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д., вторые — только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении6.

Встречаются и иные типологии. Так, распространена типология личности по преобладающей направленности:

- на себя — ориентация на прямое вознаграждение, стремление к достижению высокого статуса, властность, склонность к соперничеству, тревожность, интровертированность и т.д.;

- на общение — стремление к налаживанию взаимоотношений, ориентация на совместную деятельность и на социальное одобрение, потребность в эмоциональных связях с другими людьми и т.д.;

- на дело — заинтересованность в высоких результатах деятельности, решении деловых проблем, в деловом сотрудничестве и т.д.

По «социометрическому статусу» в группе, определяемому путем составления социоматриц, выделяют следующие типы членов групп:

- «звезда» — личность, обладающая наибольшей популярность в группе и получившая в процессе социометрического опроса наибольшее число выборов других членов группы;

- «предпочтимый» — индивид, получивший более чем среднее число социометрических выборов;

- «ведомый» — т.е. член группы, получивший среднее число выборов;

- «пренебрегаемый» («игнорируемый») — человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;

- «изолированный» — индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;

- «отвергаемый» — член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, — получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).

Однако эта методика определяет типы личностей по статусу только в данной группе, а в другой группе тот же человек может кардинально изменить свой статус7.

Большинство рассмотренных типологий в чем-то интересны, помогают оценить значимость выделяемых психологических особенностей, пригодны для понимания некоторых типологических особенностей личности. Правда, собственно социальное в них играет относительно малую роль и не простирается за пределы непосредственной среды и жизни человека как индивида и индивидуалиста. Поэтому и строго социально-психологическими их назвать вряд ли можно.

 

3. Социальный статус и социальная роль

 

Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). При этом социальные статусы выражают «объективные» позиции личности в социальном мире или пространстве, диспозиции — «субъективные» позиции или субъективный срез статусов.

Связующим звеном между ними выступают, с одной стороны, элементы «внешней» активности (потребности, интересы, ценности), обусловливающие статусные позиции, а с другой — элементы «внутренней» активности (ценностные ориентации, мотивы и цели), определяющие диспозиции личности. Социальные роли, опосредующие процессы взаимодействия личности и общества, характеризуют динамическую сторону социальной структуры личности.

Социальная структура личности выступает в двух отношениях с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой — в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами (индивидами и группами). Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания и, в-третьих, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли), исполняемые актерами.

Определим вначале исходные понятия «статус», «социальная позиция» и «социальная роль». Эти понятия впервые ввел в научный оборот в 30-е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон. Наиболее полно статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) и функционализме (Т. Пирсоне, Р. Мертон).

Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии).

Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее же основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.

В интеракционизме Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью. Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает прежде всего социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим8.

Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия. «Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа».

Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив). С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Она фиксирует то обстоятельство, что индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с другими партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социальной структуре. Самое интересное в теории ролевых наборов — это то, что она обращает внимание на различие, несовместимость и даже конфликты между ожиданиями (экспектациями) людей, занимающих различные статусные позиции9.

Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности. В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли. Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей10.

Каково же современное значение понятия «статус и роль»? Надо признать, что оно мало изменилось со времен Р. Линтона.

Под статусом в научной литературе понимается, как правило, определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений.

Статусы классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от социальной значимости и веса в обществе выделяются главный и второстепенные (вспомогательные) статусы.

По характеру происхождения различают «приписанные» (аскриптивные) статусы, сформированные благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, нация и пр.), и «достигнутые» (приобретенные) статусы, зависящие от реальных достижений личности в конкретной области се жизни.

В современной интерпретации понятия «социальная роль» выделяется обычно несколько значений:

1) динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции);

2) нормативно одобренный способ поведения личности (образец);

3) совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции).

Каждое из этих значений фиксирует тот или иной аспект ролевой структуры личности.

Динамический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связанных с реализацией конкретного статуса.

Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли.

Нормативный аспект (нормативная структура) характеризует, с одной стороны, набор требований (предписаний, пожеланий, оценок и т. д.), а с другой — нормативные ожидания других участников взаимодействия11.

В зависимости от тех или иных ситуаций социальные роли подразделяются на несколько классов. Так, основоположник социометрии Дж. Морено различал психосоматические роли (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания), психодраматические роли (соответствие конкретным требованиям социального окружения) и социальные роли (статусная обусловленность и заданность исполнения ролей)12.

Т. Шибутани выделял конвенциальные роли, обусловленные требованиями среды или системы, и межличностные роли, определяемые самими участниками взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации13.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: во-первых, статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми (структурный аспект социальной структуры личности), а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса (позиции); во-вторых, понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

 

4. Социализация личности

личность характер экстраверт интроверт

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В конце ХIХ - начале ХХ века формируется новое направление социологии - понимающая социология, путь познания в которой, наоборот, идет от индивида к социуму.

Основоположник понимающей социологии немецкий ученый Макс Вебер, объясняя поведение человека, когда субъективно осмысленные действия индивида соотносятся с поведением других людей, вводит понятие «общественно ориентированных действий». Эти действия предполагают субъективную мотивацию индивида или группы и осмысленную ориентированность на других (на ожидания).

Подчеркивая индивидуальность человека, немецкий социолог Георг Зиммель отмечает, что, вступая в определенные отношения, индивид обретает некоторые характерные для него качества, которые являются для него сущностными («каждый человек представляет из себя индивидуума с характерными свойствами, которые нельзя встретить во второй раз в том же сочетании»).

Современные исследования западной социологии основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.

В основе концепции общества как социальной системы американского социолога Толконта Парсонса лежит понятие нормативного характера - равновесие. Общество в равновесии - общество без конфликта. Полного равновесия не достичь, но надо к этому стремиться.

По Парсонсу, средствами, при помощи которых поддерживается социальное равновесие, являются социализация и социальный контроль. Социализация рассматривается здесь как адаптация индивидов в социальной среде, которая достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры. Парсонс подчеркивает особую роль семьи и школы в этом процессе.

Чарльз Кули считает, что личность формируется на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Формирование социальной природы индивида осуществляется только в межличностном общении, в коммуникации внутри первичной группы. (2, с.156)

Информация о работе Социальная структура и типы личности