Социальная сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека: “1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.”2

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.
Семья как социальный институт и как социальная группа……………………………………………………………………...…4
2. Типология семейных структур и их основные разновидности.
Основные функции семьи……………………………………………...….7
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы……………………………………………………………………......11
Заключение…………………………………………………………………...…14
Список использованной литературы……………………………………..…15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы жизненного цикла семьи

и события, характеризующие  эти этапы.

 

Совокупности семейных событий образуют основные этапы  семейного цикла жизни. Причем под событиями понимаются не миллионы повседневных семейных ситуаций, а наиболее значимые из них, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Самые заметные и важные события — это рождения и смерти членов семьи, присутствие или отсутствие одних или других.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

  1. вступление в брак – образование семьи;
  2. начало деторождения – рождение первого ребенка;
  3. окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
  4. «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  5. прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья  обладает специфическими и социальными  и экономическими характеристиками.

Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей  и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей  от родительской семьи, событий и  стадий цикла может быть гораздо  больше. В любом случае все они  сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.

Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:

  • Вступление в брак - зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
  • Начало деторождения - рождение и воспитание детей, это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются  - перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил, необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
  • Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей семейной жизни перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, семья один  из  самых  древних  социальных  институтов.  Она  возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования,  рынка.  Семья  – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее,  но  и  от  общества.  Являясь  частью

общества, она  соединяет потребности  и  интересы  индивидов с общественными интересами.  Личные  потребности организуются на  основе  принятых  в  обществе  норм,  ценностей,  образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих,  доводило  ее  до нищенского существования.

Причин  побуждающих  людей  объединятся  в  семейные  группы,   создавать устойчивые связи и  взаимодействия  много,  но  основой  в  первую  очередь являются   потребности   человека.   Говоря   научным   языком,   духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и  женщины  побуждают  их объединятся    для   совместного   осуществления   целей:   воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования  -  жилища, одежды,  питания;  удовлетворения  потребности   в   детях,   биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но  не  поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество  в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том,  чтобы  эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.

В чем же неистребимая сила  семьи?  Сила  и  притягательность  семьи,  ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и  социальной общности, и как малой  социальной  группе,  и  как  социальному  институту.

Список использованной литературы:

 

  1. Журнал «Социологические исследования», статья Л.В. Карцева «Модель семьи в условиях трансформации российского общества», 2003 №12, с. 92-100.
  2. Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  3. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2007.
  4. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006.
  5. Социология. Словарь-справочник в 4 т. / Отв. ред. Г. В. Осипов. Т. 1-2. М., 1990.

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:2279


 



Информация о работе Социальная сущность семьи